?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После двух лет работы в качестве гимназического учителя "религии" ( Religionslehrer) в Австрии и окончания данного жизненного витка хотелось бы подвести мысленные итоги своей "педагогической деятельности"-- для себя прежде всего и, возможно, для тех немногих(?), которым этот опыт может показаться небезынтересным. С дальним прицелом начать постепенное изложение некоторых соображений на этот счёт не могу не обратиться к поразившим меня в своё время записям, рассеянным в дневнике протоиерея Александра Шмемана (издательство "Русский путь", Москва 2005 г.) о молодёжи, вызвавшим острое чувство родственности опыта, пронзительного "узнавания". Далее следуют следует несколько выдержек, на "пробу", из дневников отца Александра.


„...Только детство--серьёзно. Первое убийство детства -- это его превращение в молодёжь. Вот это действительно кошмарное явление, и потому действительно так кошмарен современный трусливый культ молодёжи. Взрослый способен вернуться к детству. Молодёжь -- это отречение от детства во имя ещё не наступившей "взрослости". Христос нам явлен как ребёнок и как взрослый, несущий Евангелие, только детям доступное. Но Он не явлен нам как молодёжь. Мы ничего не знаем о Христе в 16, 18, 22 года! Детство свободно, радостно, горестно, правдиво. Человек становится человеком, взрослым в хорошем смысле этого слова, когда он тоскует о детстве и снова способен на детство.

И он становится плохим взрослым, когда он эту способность в себе заглушает (... Все верующие в гладкую "науку" и "методологию". "Методология изучения христологии". Брр!). В детстве никогда нет пошлости. Человек становится взрослым тогда, когда он любит детство и детей и перестаёт с волнением прислушиваться к исканиям, мнениям и интересам молодёжи. Раньше спасало мир то, что молодёжь хотела стать взрослой. А теперь ей сказали, что она именно как молодёжь и есть носительница истины и спасения. "Vos valeur sont mortes!" (Ваши ценности умерли!),--вопит какой-то лицеист в Париже, и все газеты с трепетом перепечатывают в бьют себя в грудь: действительно, nos valeur sont mortes! (наши ценности умерли!).

Молодёжь, говорят, правдива, не терпит лицемерия взрослого мира. Ложь! Она только трескучей лжи и верит, это самый идолопоклоннический возраст и, вместе с тем, самый лицемерный. Молодёжь "ищет"? Ложь и миф. Ничего она не ищет, она преисполнена острого чувства самой себя, а это чувство исключает искание. Чего я искал, когда был "молодёжью"? Показать себя, и больше ничего. И чтобы все мною восхищались и считали чем-то особенным. И спасли меня не те, кто этому потакал, а те, кто этого просто не замечал. В первую очередь -- папа своeй скромностью, иронией, даром быть самим собой и ничего "напоказ". Об него и разбивалась вся моя молодёжная чепуха, и я чем больше живу, тем сильнее чувствую, какую удивительную, действительно подсознательную роль он сыграл в моей жизни. Как будто -- никакого влияния, ни малейшего интереса к тому, чем я жил, и ко всем моим "исканиям". И никогда в жизни я с ним не советовался и ни о чём не спрашивал.

Но вот, когда теперь думаю нём -- со всё большей благодарностью, со всё большей нежностью, -- так ясно становится, что роль эта в том и заключалась, что никакого кривлянья, никакого молодёжного нажима педали с ним не было возможно, что всё это от него отскакивало, при нём не звучало. И, конечно, светилось в нём детство, почему и любили так его все, кто его знал. И теперь этим детством светится мне его образ.
В Толстом -- гениален ребёнок и бесконечно глуп взрослый. Толстой кончает "взрослостью", и в этом его ограниченность и падение. Достоевский начинает с "взрослости" и нестерпим. Он делается великим и гениальным тогда, когда отдаётся "логике детства" (...) Апофеоз "взрослости": Маркс и Фрейд.“
…………………………………………………………………….

„...Ни йоты скромности у этого поколения, никаких вопросов. Только утверждения. Презрение ко всему, что их прямо не касается. Жаль их ужасно, жаль за эту бедность содержания, ограниченность кругозора (...) Эти два мальчика тем интересны, что неоригинальны и потому верно отражают qui est dans l´air ("всё, что витает в воздухе"). По ним можно было бы составить своего рода клинический диагноз de l´enfant de siècle ("сына века"). Думаю, что в него вошли бы, помимо всего прочего, следующие основные элементы:

-- непомерный "нарциссизм", занятость собою, своим "я", приписывание необычайной важности каждой своей мысли.
-- Уверенность, что этот эгоцентризм совпадает с "любовью", которой-де лишены все остальные, что она как-то необъяснимо и есть подлинная "религия".
-- Отрицание, при почти полном их незнании, традиции, культуры, преемственности, принадлежности, ответственности и т. д. Отрицание априори, основанное на презрении. Полное нежелание даже постарться узнать, что отрицаешь... Отрицание, укоренённое в подсознательноим знании, что такое "узнаванье" ограничит "свободу", то есть нарциссизм.
-- Самолюбование и для этого выбирание псевдоабсолютов: вегетарианство, отрицание дипломов, самой идеи работы для заработка, "морализование" по отношению ко всем, кто этих псевдиоабсолютов не признаёт. Или, по-другому, чувство превосходства "без больших затрат"...
-- Выбирание в виде "авторитетов" чего-то обязательно "побочного" (marginal) по отношению к основной традиции будь то культуры, будь то религии; каких-то "замечательных книжек" (вернее, "книжки", ибо на большее энергии не хватит), замечательных тем, что обещают "сокращёнку" ( short cut ) к истине, совершенству, знанию, счастью...
-- Чувство "миссии" по отношению к родителям, всего этого "не понимающим", при полном нечувствии -- жалости, любованья, сочувствия и т.д. Мы их хотим "спасти" -- значит "любим".
-- Полная уверенность, что им обеспечен "успех", что их признают как художников, мыслителей, носителей спасения.
-- Употребление слов и выражений, якобы объясняющих всё это, каких-то непереваренных обломков психологии: "levels of consciousness“ и т.п.

И вот всё это создаёт нечто непроницаемое (...)для христианства (…) На деле это, конечно, антихристианство, причём "анти" остаётся скрытым из-за безостановочного употребления слова "любовь".“

Comments

( 91 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 23rd, 2008 02:08 pm (UTC)
"Кто о чём, а вшивый о бане"--это я про себя :)
oleg_orlov
Oct. 23rd, 2008 02:07 pm (UTC)
о молодежи
Молодежь - это мы в прошлом. Самое интересное из него. И самое живое. )))
edgar_leitan
Oct. 23rd, 2008 02:17 pm (UTC)
Re: о молодежи
Я не знаю Вашего опыта. Мой опыт "воспоминания" себя в качестве "молодёжи", а также работа с молодёжью два года в школах (да и в других местах) делает мне близкими именно выводы отца Александра Шмемана. У нас в Австрии этой "интересностью" и "исключительностю" молодёжи прожужжали все уши (в универе и в системе среднего образования), так что те давно у меня завяли :)
Больше всего меня "травмировало" и утомило именно предписание "педагогических авторитетов" во всём подстраиваться под молодёжь и её скоропреходящие настроения.
Я как раз вспоминаю себя в этом качестве как несносного занудливого "знайку", у которого к тому же каша в голове. Слава Б-гу, что это в прошлом.
Re: о молодежи - oleg_orlov - Oct. 23rd, 2008 03:52 pm (UTC) - Expand
Re: о молодежи - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 07:55 pm (UTC) - Expand
Re: о молодежи - oleg_orlov - Oct. 24th, 2008 03:39 am (UTC) - Expand
Re: о молодежи - edgar_leitan - Oct. 24th, 2008 08:30 am (UTC) - Expand
Re: о молодежи - oleg_orlov - Oct. 24th, 2008 12:03 pm (UTC) - Expand
Re: о молодежи - edgar_leitan - Oct. 25th, 2008 01:05 am (UTC) - Expand
Re: о молодежи - oleg_orlov - Oct. 24th, 2008 12:45 pm (UTC) - Expand
Re: о молодежи - edgar_leitan - Oct. 25th, 2008 01:02 am (UTC) - Expand
gelutka
Oct. 23rd, 2008 05:43 pm (UTC)
Согласна с каждым словом, это действительно типические черты... Конечно, в каждом частном случае всё по-разному, но что более всего меня поражает, так это их серость. Конечно, не все такие, а только "прогрессивные". Ещё бы добавила - жестокость в своих сердечных экспериментах, полная уверенность, что надо следовать "правде", то есть - говорить, всё, что в голову придёт, отсутствие малейшей бережности к другому и такта. Впрочем, об этом уже сказано...
edgar_leitan
Oct. 23rd, 2008 08:33 pm (UTC)
Ну, недостаток знаний или культурного кругозора и жизненного опыта--это дело наживное, "ясен пень":))... "Серость" имеет шанс при надлежащей длительной полировке засверкать разноцветием (даже так...) драгоценных граней. Хуже то, что сама образовательная система в европейских странах (сужу больше по Германии, Австрии, Швейцарии) направлена на то, чтобы укреплять подростков в убеждении: "Мы маленькие дети, нам хочется гулять". Полагаю, что и в России сейчас не лучше, насколько знаю по рассказам своих бывших школьных учителей.
А уж то, что подростки бывают жестокие, особенно если они в группе... не будем бередить раны, мне и посейчас делается иногда нехорошо при воспоминании "страничек школьного опыта". Простое "отсутствие такта"--это ещё цветочки...
И даже ещё не в сказанном одном дело. Хуже то, что тебе как учителю запрещается быть последовательным в воспитании (то есть последовательно и строго указывать на границы дозволенного: хотя бы при откровенном хамстве) и требовательным в образовании. "Бедные детки и так много занимаются". Да вовсе не так уж и много...
(no subject) - gelutka - Oct. 23rd, 2008 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gelutka - Oct. 24th, 2008 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 25th, 2008 01:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - gelutka - Oct. 24th, 2008 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 25th, 2008 01:07 am (UTC) - Expand
somikova
Oct. 23rd, 2008 07:00 pm (UTC)
А мне кажется, молодежь - это тоже по-своему дети. В чем-то выросли уже, а вообще - нет.
edgar_leitan
Oct. 23rd, 2008 08:19 pm (UTC)
Конечно, нет резкого перехода. Но всё же я различаю, хотя бы для себя, действительно детей и "молодёжь" в период полового созревания. Для детей ещё существуют сказки как реальность, для "молодёжи"--нет! Школьная молодёжь, за исключением самых одарённых и умных, куда-то подевала своё воображение и напрочь неспособна "мыслить метафорически" (прошу прощения за подобие оксюморона...). Зато они с уверенностю знают, что "человек произошёл от обезьяны" и что "любовь--это от гормонов".
(no subject) - avril_5 - Oct. 23rd, 2008 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - avril_5 - Oct. 23rd, 2008 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - avril_5 - Oct. 23rd, 2008 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - avril_5 - Oct. 23rd, 2008 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 10:55 pm (UTC) - Expand
tom_i_lina
Oct. 23rd, 2008 08:42 pm (UTC)
не хочется спорить ни о глупости Толстого, ни о причине нестерпимости Достоевского - у каждого из нас бывают моменты некой, скажем, одержимости, некого внезапного чувства, или мысли, которая нам кажется открытой нами истины. Проходит:))
Но (если приличен) совет: не доверяйтесь Шмеману. Он сам - заблудший,и других ( нечаянно, не ведая - ведь, дневники его не в жж, а - личные) -смущает.
Есть Сурожский - у него найти все можно.
xenia_mikhailov
Oct. 23rd, 2008 08:55 pm (UTC)
Заблудший? Завидую Вашей уверенности в себе...

У меня бы просто бензина не хватило вот так вот просто взять и припечатать человека, прожившего длинную и неглупую жизнь (не говоря уж, что этот человек всю жизнь служил).
Право, не хватило бы.

Вы, видно, очень разбираетесь, если так уверенно ставите клеймо на лбу у покойного.

Edited at 2008-10-23 08:55 pm (UTC)
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 23rd, 2008 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 23rd, 2008 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tom_i_lina - Oct. 23rd, 2008 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 23rd, 2008 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tom_i_lina - Oct. 23rd, 2008 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 23rd, 2008 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tom_i_lina - Oct. 23rd, 2008 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 23rd, 2008 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 23rd, 2008 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 23rd, 2008 10:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 23rd, 2008 11:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 24th, 2008 12:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 24th, 2008 12:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 24th, 2008 12:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 24th, 2008 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 24th, 2008 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 24th, 2008 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 24th, 2008 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 24th, 2008 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 25th, 2008 12:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - xenia_mikhailov - Oct. 25th, 2008 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2008 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tom_i_lina - Oct. 23rd, 2008 09:43 pm (UTC) - Expand
edgar_leitan
Oct. 23rd, 2008 09:07 pm (UTC)
Я обращаюсь к отцу Шмеману вовсе не как к "учителю духовности" или в "поисках всего" (в последнем случае скорее постараюсь подчитать Евангелие или/и какие-нибудь комментарии...). Для меня его опыт (частично) в чём-то очень близок и затрагивает родственное. В чём-то я его не приемлю. Я "доверяюсь" не ему самому, а его трезвости во многих суждениях. Кто "заблудший", а кто на "пути праведных"--не могу и не берусь судить, даже несмотря на свою степень магистра богословия. Не хватает "квалификации"... Да отец Александр Шмеман, а равно и митрополит Антоний решили бы, что Ваш покорный слуга уж точно "заблудший", раз "инославный" католик. Поэтому позволяю себе судить немного со стороны...:)
Митрополита Антония и его писания очень чту и люблю. Но он всё-таки, по-моему, больше пастырь-практик, нежели богослов. Может, я и ошибаюсь.
Во всяком случае, всё, что читаю, принимаю cum grano salis...
В последние годы всё больше отхожу от художественной литературы, будь то Толстой, Достоевский или кто бы то ни был, и всё более привлекаюсь жанром дневника и мемуаров.

Edited at 2008-10-23 09:11 pm (UTC)
(no subject) - tom_i_lina - Oct. 23rd, 2008 09:18 pm (UTC) - Expand
zabriski
Oct. 24th, 2008 12:25 am (UTC)
o-o-o-o...
kak xorosho...
da
edgar_leitan
Oct. 24th, 2008 12:44 am (UTC)
Рад, что Вам понравилось. В своё время эти страницы из дневника о.Шмемана подвели некий общий знаменатель под мои наблюдения за школьной "зоосферой" в качестве учителя гимназии. И я впервые подумал--а почему я должен стыдиться называть вещи своими именами? Хотя бы для одного себя...
(no subject) - trigonum - Oct. 25th, 2008 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 25th, 2008 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - trigonum - Oct. 25th, 2008 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 26th, 2008 01:30 pm (UTC) - Expand
chudesnoe
Oct. 24th, 2008 05:49 am (UTC)
Емкие и ценные для меня слова. Ваши замечания и размышления касаются в самое сердце, нутро; и они очень близки мне сейчас.
Благодарю Вас.
edgar_leitan
Oct. 24th, 2008 08:50 am (UTC)
И Вам кланяюсь на добром для меня слове :)
(no subject) - chudesnoe - Oct. 24th, 2008 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 24th, 2008 10:20 am (UTC) - Expand
( 91 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com