Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

"Трусливый культ молодёжи": по следам родственного опыта.

После двух лет работы в качестве гимназического учителя "религии" ( Religionslehrer) в Австрии и окончания данного жизненного витка хотелось бы подвести мысленные итоги своей "педагогической деятельности"-- для себя прежде всего и, возможно, для тех немногих(?), которым этот опыт может показаться небезынтересным. С дальним прицелом начать постепенное изложение некоторых соображений на этот счёт не могу не обратиться к поразившим меня в своё время записям, рассеянным в дневнике протоиерея Александра Шмемана (издательство "Русский путь", Москва 2005 г.) о молодёжи, вызвавшим острое чувство родственности опыта, пронзительного "узнавания". Далее следуют следует несколько выдержек, на "пробу", из дневников отца Александра.


„...Только детство--серьёзно. Первое убийство детства -- это его превращение в молодёжь. Вот это действительно кошмарное явление, и потому действительно так кошмарен современный трусливый культ молодёжи. Взрослый способен вернуться к детству. Молодёжь -- это отречение от детства во имя ещё не наступившей "взрослости". Христос нам явлен как ребёнок и как взрослый, несущий Евангелие, только детям доступное. Но Он не явлен нам как молодёжь. Мы ничего не знаем о Христе в 16, 18, 22 года! Детство свободно, радостно, горестно, правдиво. Человек становится человеком, взрослым в хорошем смысле этого слова, когда он тоскует о детстве и снова способен на детство.

И он становится плохим взрослым, когда он эту способность в себе заглушает (... Все верующие в гладкую "науку" и "методологию". "Методология изучения христологии". Брр!). В детстве никогда нет пошлости. Человек становится взрослым тогда, когда он любит детство и детей и перестаёт с волнением прислушиваться к исканиям, мнениям и интересам молодёжи. Раньше спасало мир то, что молодёжь хотела стать взрослой. А теперь ей сказали, что она именно как молодёжь и есть носительница истины и спасения. "Vos valeur sont mortes!" (Ваши ценности умерли!),--вопит какой-то лицеист в Париже, и все газеты с трепетом перепечатывают в бьют себя в грудь: действительно, nos valeur sont mortes! (наши ценности умерли!).

Молодёжь, говорят, правдива, не терпит лицемерия взрослого мира. Ложь! Она только трескучей лжи и верит, это самый идолопоклоннический возраст и, вместе с тем, самый лицемерный. Молодёжь "ищет"? Ложь и миф. Ничего она не ищет, она преисполнена острого чувства самой себя, а это чувство исключает искание. Чего я искал, когда был "молодёжью"? Показать себя, и больше ничего. И чтобы все мною восхищались и считали чем-то особенным. И спасли меня не те, кто этому потакал, а те, кто этого просто не замечал. В первую очередь -- папа своeй скромностью, иронией, даром быть самим собой и ничего "напоказ". Об него и разбивалась вся моя молодёжная чепуха, и я чем больше живу, тем сильнее чувствую, какую удивительную, действительно подсознательную роль он сыграл в моей жизни. Как будто -- никакого влияния, ни малейшего интереса к тому, чем я жил, и ко всем моим "исканиям". И никогда в жизни я с ним не советовался и ни о чём не спрашивал.

Но вот, когда теперь думаю нём -- со всё большей благодарностью, со всё большей нежностью, -- так ясно становится, что роль эта в том и заключалась, что никакого кривлянья, никакого молодёжного нажима педали с ним не было возможно, что всё это от него отскакивало, при нём не звучало. И, конечно, светилось в нём детство, почему и любили так его все, кто его знал. И теперь этим детством светится мне его образ.
В Толстом -- гениален ребёнок и бесконечно глуп взрослый. Толстой кончает "взрослостью", и в этом его ограниченность и падение. Достоевский начинает с "взрослости" и нестерпим. Он делается великим и гениальным тогда, когда отдаётся "логике детства" (...) Апофеоз "взрослости": Маркс и Фрейд.“
…………………………………………………………………….

„...Ни йоты скромности у этого поколения, никаких вопросов. Только утверждения. Презрение ко всему, что их прямо не касается. Жаль их ужасно, жаль за эту бедность содержания, ограниченность кругозора (...) Эти два мальчика тем интересны, что неоригинальны и потому верно отражают qui est dans l´air ("всё, что витает в воздухе"). По ним можно было бы составить своего рода клинический диагноз de l´enfant de siècle ("сына века"). Думаю, что в него вошли бы, помимо всего прочего, следующие основные элементы:

-- непомерный "нарциссизм", занятость собою, своим "я", приписывание необычайной важности каждой своей мысли.
-- Уверенность, что этот эгоцентризм совпадает с "любовью", которой-де лишены все остальные, что она как-то необъяснимо и есть подлинная "религия".
-- Отрицание, при почти полном их незнании, традиции, культуры, преемственности, принадлежности, ответственности и т. д. Отрицание априори, основанное на презрении. Полное нежелание даже постарться узнать, что отрицаешь... Отрицание, укоренённое в подсознательноим знании, что такое "узнаванье" ограничит "свободу", то есть нарциссизм.
-- Самолюбование и для этого выбирание псевдоабсолютов: вегетарианство, отрицание дипломов, самой идеи работы для заработка, "морализование" по отношению ко всем, кто этих псевдиоабсолютов не признаёт. Или, по-другому, чувство превосходства "без больших затрат"...
-- Выбирание в виде "авторитетов" чего-то обязательно "побочного" (marginal) по отношению к основной традиции будь то культуры, будь то религии; каких-то "замечательных книжек" (вернее, "книжки", ибо на большее энергии не хватит), замечательных тем, что обещают "сокращёнку" ( short cut ) к истине, совершенству, знанию, счастью...
-- Чувство "миссии" по отношению к родителям, всего этого "не понимающим", при полном нечувствии -- жалости, любованья, сочувствия и т.д. Мы их хотим "спасти" -- значит "любим".
-- Полная уверенность, что им обеспечен "успех", что их признают как художников, мыслителей, носителей спасения.
-- Употребление слов и выражений, якобы объясняющих всё это, каких-то непереваренных обломков психологии: "levels of consciousness“ и т.п.

И вот всё это создаёт нечто непроницаемое (...)для христианства (…) На деле это, конечно, антихристианство, причём "анти" остаётся скрытым из-за безостановочного употребления слова "любовь".“
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments