Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

Universitas litterarum: сегодняшний западный университет с точки зрения "доктора кукольных наук".

Эту маленькую заметку можно было бы ещё озаглавить: "Виноватый взгляд маргинала от образования". Тем более что настоящим "доктором наук", пусть и "кукольных" (здесь упомянутых, как у Козьмы Пруткова, "более для шутки"), Ваш покорный слуга пока что не является. И это вовсе не попытка обнажения "язв" современного "западного общества", явленных в срезе университетской науки. Обнажителей данных "язв", полагаю, достаточное количество наберётся и в России, где это не только всегда было модно, но сегодня ещё и востребовано политической конъюнктурой. Со вздохом признAюсь -- мне неинтересно обнажать язвы кого-то или чего-то, ведь при более внимательном рассмотрении может оказаться, что у самого их предостаточно.


Во-вторых -- что же такое "Запад": это вроди бы всем без предисловий понятное слово, но такое коварное, если копнуть поглубже? Не следует ли нам вообще поостеречься бросаться разными модными этикетками?
Наверное, "Запад" как идеологема обретает своё призрачное бытиё лишь в паре с неким полярным, ему противопоставляемым понятием: Восток, Россия и проч. Но если Германия или Франция, или Штаты -- явно "Запад", то что же такое Япония? Если отбросить японскую экономику, в которой (экономике вообще) я-то лично ровно ничего не смыслю, и взглянуть на традицию передачи знаний, то Япония тоже окажется явным "Западом", да ещё каким...
А Индия, которую уж наверняка нельзя не отнести к "Востоку"? В господствующей системе университетского образования -- викторианская Великобритания (это я, конечно, метафорически...), то есть опять тот же "Запад".
Не думаю, что и российская университетская система чем-то таким уж очень принципиальным отличается от центрально- или западноевропейской. Разбирать все эти множественные тонкости: сходства и различия, не входит в мою задачу. Да и не историк я, чтобы делать это "как следует".

"Университет" для меня -- это прежде всего Венский государственный, некогда известнейшее учебное заведение, насчёт же того, что это "теперь", не берусь судить с объективной точки зрения. Слишком уж это для меня "субъект". Короче говоря, среда моего обитания и место пересечения множества жизненных путей.
Порассуждать о месте университета в нашей (моей) жизни даёт мне право частного лица, не отягощённого бременем излишне официального положения в какой-либо общественной иерархии, а равно и некий парадоксальный дуализм моей теперешней ситуации. Закончив один из факультетов некоторое количество лет назад и даже пару лет проработав по специальности (учителем гимназии), ваш покорный слуга продолжает числиться студентом некоего другого факультета (правда, студентом в "терминальной" стадии, то есть дипломником), ходить на семинары и ещё совать свой нос всюду, куда Бог на душу положит, и при этом даже кое-что филологическое преподавать студентам-новичкам, -- грамматику санскрита и введение в специальность, называемую "индология", в качестве „Tutor“-a, то есть ассистента преподавателя, являясь как их непосредственным товарищем, так и, вроде, каким-никаким, но тоже преподавателем, раз в неделю даже проверяющим домашние упражнения. Сразу отринутая мною попытка обращаться на "Вы", наверное, ещё более способствовала "демократизму" взаимоотношений. Впрочем, на нашей кафедре Южной Азии, тибетологии и буддологии все друг друга знают, так что попытка построить иную систему взаимных отношений выглядела бы несносным невесть чем...

Традиционно в немецкоязычном мире (то есть в Германии, Австрии, Швейцарии) области университетской науки, в которых мне приходится по жизненной данности обращаться, то есть востоковедные филологии, истории всяких там восточных культур, религий и философий, религиоведение и подобное -- называются вроде как неeeжным таким термином -- "орхидейные специальности" (Orchideenfächer), на самом же деле выговариваемым персонами сторонними всегда с оттенком уловимой издёвки. Ну что, дескать, с вас взять: как и орхидеи, красивые этакие цветочки, экзотические растения, но в хозяйстве совершенно бесполезные.

Соответственно и приходящие к нам студенты явно не принадлежат к "мэйнстриму" современной учащейся молодёжи, благо шансы на трудоустройство при получении магистерской или даже докторской степени минимальны. С санскритской или тибетской филологией, даже при приличном знании предмета (мда-сс, где они, эти "прилично знающие"...), не взъедешь на Олимп общественного благополучия и престижной зарплаты. Разве что откроешь какой-нибудь популярный индийский ресторан, но на это у нас и пенджабцев хватает...
Но ведь студенты-то приходят, "грызут гранит", а некоторые даже ещё и умудряются заканчивать, хотя бы с магистерской степенью, если и не с докторатом, что тоже случается!..

У меня в последние годы сложилось чёткое ощущение, что наш наши немецкоязычные университеты (о других я молчок --слишком мало знаю, лишь со слов других лиц) всё более воспринимаются этакой школой профессиональной подготовки к конкретной работе: в "бюро" (то же, что в нынешней России именуется глубоко национальным по происхождению понятием "офис"), в банке, в фирме и прочей конкретике различных присутственных мест.
Всё менее они, эти университеты, -- школа формирования всесторонне образованного Европейца (именно так, с заглавной буквы: как тут не вспомнить пафос покойного Мераба Константиновича Мамардашвили при его размышлениях об этом понятии). Хотя официального -то пафоса при рассуждениях об Евросоюзе и его "идентичности" хоть отбавляй: и в СМИ, и в менее официальных, а то и в вовсе приватных разговорах. Одной из предугадываемых, почти что стандартных реакций при каком-нибудь новом знакомстве является лёгкое недоумение, порою переходящее в явную иронию, следующей стадией которой может оказаться полная потеря интереса собеседника, если заинтересованность не присутствовала изначально по каким-либо другим причинам: когда на вопрос о роде занятий отвечаешь что-то вроде "филология таких-то и сяких восточных языков" или "история философий, культур и религий восточных народов".

Столкновение с подобными реакциями или ввергает в лёгкий шок, если относишься к своей "социальной идентичности" чрезмерно серьёзно, не будучи при этом благополучным ординарным профессором с весьма приличною зарплатой, или со временем закаляет, одеваю в броню толстокожего существа, которому всё равно, что о нём думают сограждане. Но ведь, с другой-то стороны, собственные наши реакции на вопросы наших ближних, а равно и сами эти вопросы, а также невысказанные, вызвавшие их подсознательные предпосылки в умах упомянутых ближних, -- почему же они-то не могут стать формальным поводом о том, чтоб поразмыслить о нашем собственном месте в мире быстротекущих "идентичностей", о Знании и о его природе, а также о традициях передачи знаний. Традициях "западных", "восточных", а также, возможно, "северных" или "южных".

Итак, разные "традиции передачи" знаний, Знание как таковое (есть ли оно вообще: этакий вопросец к философам о реальном существовании универсалий, не суть ли оне простые произвольные номинации ... вопрос, что называется, на засыпку, к номиналистам или их ярым противникам-реалистам), роль Знания и/или знаний в "религиозной сотериологии", то есть "теории религиозного спасения" (разных религиозных традиций) --и причём тут вообще "современный университет" (а если "причём", то как именно...), в чём суть образования и образованности, личность Передающего (учитель, профессор, духовный наставник, старец, "шейх-гуру-ачарья"...) и -- личность Принимающего (ученик, студент, слушатель, послушник, оппонент, собеседник...). И есть ли в нашем мире "глобализации" всего и вся вообще место для подобного вопрошания. Ведь "вопрошание" само по себе исключает "глобализм", сводит вопрос к каждому конкретному случаю единичной человеческой жизни. Жизни, обречённой на смерть, страдания, иногда на радости, да и те, бывает, как ветром сдуваются... Не хотелось бы быть тривиальным, но всё это не может выводить нас к вопросу о Смысле. Такой, казалось бы, старый, даже "древний", вопрос: но почему он, как правило, волнует больше молодых, а взрослых ставит порою в тупик?

Всё это, как и многое иное, хотелось бы постепенно затронуть, а, возможно, и подробнее развернуть в беседах на пространстве ЖЖ. Всё это приходит на ум, начав с простой мысли об университете. Ассоциации мыслительные, ведущие к ассоциациям людей думающих. Не знаю, мало это или много. Много и даже слишком, чрезмерно и нездорово, когда думаешь о море "текстов", как в сети, так и в "ноосфере" вообще разлитом. Мало, и тАкже в превосходной степени, если вовремя вспоминаешь, что мысль вообще "товар редкий", "случающийся" с нами, как и благодать,--изредка, точечно.
Итак, обо всём упомянутом, постепенно и с расстановкой. Коли Бог того захочет и допустит. Ин-шаа´-Алла.
Мира нам всем!
To be continued…
Tags: академия, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments