?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эту маленькую заметку можно было бы ещё озаглавить: "Виноватый взгляд маргинала от образования". Тем более что настоящим "доктором наук", пусть и "кукольных" (здесь упомянутых, как у Козьмы Пруткова, "более для шутки"), Ваш покорный слуга пока что не является. И это вовсе не попытка обнажения "язв" современного "западного общества", явленных в срезе университетской науки. Обнажителей данных "язв", полагаю, достаточное количество наберётся и в России, где это не только всегда было модно, но сегодня ещё и востребовано политической конъюнктурой. Со вздохом признAюсь -- мне неинтересно обнажать язвы кого-то или чего-то, ведь при более внимательном рассмотрении может оказаться, что у самого их предостаточно.


Во-вторых -- что же такое "Запад": это вроди бы всем без предисловий понятное слово, но такое коварное, если копнуть поглубже? Не следует ли нам вообще поостеречься бросаться разными модными этикетками?
Наверное, "Запад" как идеологема обретает своё призрачное бытиё лишь в паре с неким полярным, ему противопоставляемым понятием: Восток, Россия и проч. Но если Германия или Франция, или Штаты -- явно "Запад", то что же такое Япония? Если отбросить японскую экономику, в которой (экономике вообще) я-то лично ровно ничего не смыслю, и взглянуть на традицию передачи знаний, то Япония тоже окажется явным "Западом", да ещё каким...
А Индия, которую уж наверняка нельзя не отнести к "Востоку"? В господствующей системе университетского образования -- викторианская Великобритания (это я, конечно, метафорически...), то есть опять тот же "Запад".
Не думаю, что и российская университетская система чем-то таким уж очень принципиальным отличается от центрально- или западноевропейской. Разбирать все эти множественные тонкости: сходства и различия, не входит в мою задачу. Да и не историк я, чтобы делать это "как следует".

"Университет" для меня -- это прежде всего Венский государственный, некогда известнейшее учебное заведение, насчёт же того, что это "теперь", не берусь судить с объективной точки зрения. Слишком уж это для меня "субъект". Короче говоря, среда моего обитания и место пересечения множества жизненных путей.
Порассуждать о месте университета в нашей (моей) жизни даёт мне право частного лица, не отягощённого бременем излишне официального положения в какой-либо общественной иерархии, а равно и некий парадоксальный дуализм моей теперешней ситуации. Закончив один из факультетов некоторое количество лет назад и даже пару лет проработав по специальности (учителем гимназии), ваш покорный слуга продолжает числиться студентом некоего другого факультета (правда, студентом в "терминальной" стадии, то есть дипломником), ходить на семинары и ещё совать свой нос всюду, куда Бог на душу положит, и при этом даже кое-что филологическое преподавать студентам-новичкам, -- грамматику санскрита и введение в специальность, называемую "индология", в качестве „Tutor“-a, то есть ассистента преподавателя, являясь как их непосредственным товарищем, так и, вроде, каким-никаким, но тоже преподавателем, раз в неделю даже проверяющим домашние упражнения. Сразу отринутая мною попытка обращаться на "Вы", наверное, ещё более способствовала "демократизму" взаимоотношений. Впрочем, на нашей кафедре Южной Азии, тибетологии и буддологии все друг друга знают, так что попытка построить иную систему взаимных отношений выглядела бы несносным невесть чем...

Традиционно в немецкоязычном мире (то есть в Германии, Австрии, Швейцарии) области университетской науки, в которых мне приходится по жизненной данности обращаться, то есть востоковедные филологии, истории всяких там восточных культур, религий и философий, религиоведение и подобное -- называются вроде как неeeжным таким термином -- "орхидейные специальности" (Orchideenfächer), на самом же деле выговариваемым персонами сторонними всегда с оттенком уловимой издёвки. Ну что, дескать, с вас взять: как и орхидеи, красивые этакие цветочки, экзотические растения, но в хозяйстве совершенно бесполезные.

Соответственно и приходящие к нам студенты явно не принадлежат к "мэйнстриму" современной учащейся молодёжи, благо шансы на трудоустройство при получении магистерской или даже докторской степени минимальны. С санскритской или тибетской филологией, даже при приличном знании предмета (мда-сс, где они, эти "прилично знающие"...), не взъедешь на Олимп общественного благополучия и престижной зарплаты. Разве что откроешь какой-нибудь популярный индийский ресторан, но на это у нас и пенджабцев хватает...
Но ведь студенты-то приходят, "грызут гранит", а некоторые даже ещё и умудряются заканчивать, хотя бы с магистерской степенью, если и не с докторатом, что тоже случается!..

У меня в последние годы сложилось чёткое ощущение, что наш наши немецкоязычные университеты (о других я молчок --слишком мало знаю, лишь со слов других лиц) всё более воспринимаются этакой школой профессиональной подготовки к конкретной работе: в "бюро" (то же, что в нынешней России именуется глубоко национальным по происхождению понятием "офис"), в банке, в фирме и прочей конкретике различных присутственных мест.
Всё менее они, эти университеты, -- школа формирования всесторонне образованного Европейца (именно так, с заглавной буквы: как тут не вспомнить пафос покойного Мераба Константиновича Мамардашвили при его размышлениях об этом понятии). Хотя официального -то пафоса при рассуждениях об Евросоюзе и его "идентичности" хоть отбавляй: и в СМИ, и в менее официальных, а то и в вовсе приватных разговорах. Одной из предугадываемых, почти что стандартных реакций при каком-нибудь новом знакомстве является лёгкое недоумение, порою переходящее в явную иронию, следующей стадией которой может оказаться полная потеря интереса собеседника, если заинтересованность не присутствовала изначально по каким-либо другим причинам: когда на вопрос о роде занятий отвечаешь что-то вроде "филология таких-то и сяких восточных языков" или "история философий, культур и религий восточных народов".

Столкновение с подобными реакциями или ввергает в лёгкий шок, если относишься к своей "социальной идентичности" чрезмерно серьёзно, не будучи при этом благополучным ординарным профессором с весьма приличною зарплатой, или со временем закаляет, одеваю в броню толстокожего существа, которому всё равно, что о нём думают сограждане. Но ведь, с другой-то стороны, собственные наши реакции на вопросы наших ближних, а равно и сами эти вопросы, а также невысказанные, вызвавшие их подсознательные предпосылки в умах упомянутых ближних, -- почему же они-то не могут стать формальным поводом о том, чтоб поразмыслить о нашем собственном месте в мире быстротекущих "идентичностей", о Знании и о его природе, а также о традициях передачи знаний. Традициях "западных", "восточных", а также, возможно, "северных" или "южных".

Итак, разные "традиции передачи" знаний, Знание как таковое (есть ли оно вообще: этакий вопросец к философам о реальном существовании универсалий, не суть ли оне простые произвольные номинации ... вопрос, что называется, на засыпку, к номиналистам или их ярым противникам-реалистам), роль Знания и/или знаний в "религиозной сотериологии", то есть "теории религиозного спасения" (разных религиозных традиций) --и причём тут вообще "современный университет" (а если "причём", то как именно...), в чём суть образования и образованности, личность Передающего (учитель, профессор, духовный наставник, старец, "шейх-гуру-ачарья"...) и -- личность Принимающего (ученик, студент, слушатель, послушник, оппонент, собеседник...). И есть ли в нашем мире "глобализации" всего и вся вообще место для подобного вопрошания. Ведь "вопрошание" само по себе исключает "глобализм", сводит вопрос к каждому конкретному случаю единичной человеческой жизни. Жизни, обречённой на смерть, страдания, иногда на радости, да и те, бывает, как ветром сдуваются... Не хотелось бы быть тривиальным, но всё это не может выводить нас к вопросу о Смысле. Такой, казалось бы, старый, даже "древний", вопрос: но почему он, как правило, волнует больше молодых, а взрослых ставит порою в тупик?

Всё это, как и многое иное, хотелось бы постепенно затронуть, а, возможно, и подробнее развернуть в беседах на пространстве ЖЖ. Всё это приходит на ум, начав с простой мысли об университете. Ассоциации мыслительные, ведущие к ассоциациям людей думающих. Не знаю, мало это или много. Много и даже слишком, чрезмерно и нездорово, когда думаешь о море "текстов", как в сети, так и в "ноосфере" вообще разлитом. Мало, и тАкже в превосходной степени, если вовремя вспоминаешь, что мысль вообще "товар редкий", "случающийся" с нами, как и благодать,--изредка, точечно.
Итак, обо всём упомянутом, постепенно и с расстановкой. Коли Бог того захочет и допустит. Ин-шаа´-Алла.
Мира нам всем!
To be continued…

Comments

( 59 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 26th, 2008 02:23 pm (UTC)
Господи, Вашими словами бы да мёд пить. Хотя мёд-то с горчинкой. Но одно хоть немного утешает--что имеются люди вроде Вас (хотелось бы надеяться, что Вы не в сингулярисе тантум :))!!), в проблематике очень конкретно разбирающиеся и имеющих свой взгляд на вещи. Профессорство вкупе с гарантированным социальным благополучием--всё та же рулетка, вернее джек-пот. Иногда--случается и вызывает тем, безусловно, зависть (хотя бы тайную) безработных магистров и докторов. Если "новоинициированный" профессор--талантливый и знающий человек, то мир ещё не так плох. Честъ ему и хвала, а равно и пусть будет благополучен, хотя бы в смысле зарплаты.
Беда в том, что бюджетные места в немецкоязычных универах неизбывно сокращаются, и выходит так, что действительно талантливую и подающую надежды научную мОлодежь некуда бывает девать. Говорю не обязательно за себя (я что, я ничего...), но...увы...
Да, наш универ, вернее, наша кафедра с её индологией и тибетско-индийской буддологией--явление воистину уникальное, научная школа в серьёзном значении, а также, как Вы правильно выразились, Кружок --почти что "эзотерический". Потому что для европейского "народного хозяйства" вовсе бесполезный. Остаётся уповать не столько на благоразумие министерских чиновников от австрийской науки, сколько на дипломатию и хитрость (да-да!..) наших кафедральных и академических руководителей, которым до сих пор удавалось этим чиновникам как-то сию не очень очевидную "нужность" разьяснить. Ну хотя бы в ключе международного престижа всемирно признанной Школы.
Уцелеет ли это--один Бхагаваан то знает! Хотелось бы,-- чтоб было хоть где свой сухарик с маргарином зарабатывать :)
По опыту моего взаимодействия с кафедрой (уже 14-й год пошёл) помню, что были времена и похуже, и получше. В начале 2000-х практически каждый год удавалось приглашать на весь семестр, а то и на все два профессоров из других университетов. Иногда аж по 2, по 3 в год! Теперь это редкость. Если приезжают, то скорее на какую конференцию с докладом-другим. Но бывают и исключения: я разумею именно признанных "Светил" науки. Лекторов-то из других универов и посейчас у нас бывает немало.
lvika
Oct. 26th, 2008 07:11 pm (UTC)
Не сочтите за праздное любопытство, а кто Вам преподает эту самую индологию с буддологией? Кто учителя? И чем Вы конкретно занимаетесь?
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 26th, 2008 10:39 pm (UTC)
sarve kṣayāntā nicayāḥ, patanāntāḥ samucchrayāḥ,
saṃyogā viprayogāntā, maraṇāntaṃ hi jīvitam

...и обречённо вздохнул... :)
edgar_leitan
Oct. 26th, 2008 10:33 pm (UTC)
Индологию преподаёт Карин Прайзенданц (Karin Preisendanz), у неё пишу диплом и вечно хожу на все семинары и приватиссима, а буддологический "Гуру" -- Штайнкеллнер (Ernst Steinkellner).
Конечно, есть и много других учителей, как уж в Венском универе: и свои, и приезжие. Но основные -- эти.
Занимаюсь написанием магистерского диплома (тема -- понятие daiva в Махабхарате), перевыполнив программу-минимум магистрантуры процентов на 200- 300, просто по причине моей затянувшейся учёбы на индо-тибетологии и любви к статусу "вечного студента". А вообще, я на Венской кафедре индологии и тибето-буддологии уже с осени 1995. Праллельно закончил богословский факультет Венского же университета и проработал два года преподавателем религии в гимназиях.
На кафедре в Вене преподаю факультатив по санскритской грамматике для начинающих и факультатив по введению в индологию для новых (будущих) бакалавров, то есть дополнительные курсы в помощь и для углубления интересующимся студентам регулярных курсов. Подрабатываю кем-то вроде технического редактора у Штайнкеллнера (издаём лекции Бехерта по буддизму, его последний читавшийся у нас в Вене курс), а также понемножку работаю с рукописями у Preisendanz в её проекте по изданию критического текста Ньяябхашьи. То есть я формально не член проекта, а так, "на подхвате": просто собираю разночтения в рукописях.
Дальше, коли Бог даст, хотелось бы углубляться в философские шастры, а также в теорию (и практику...) паниниевской традиционной вьякараны.
Кстати, у нас Прайзенданц проводила несколько семестров семинар по джайнско-вайщешиковским контроверзам, а также по самой вайщешике: по В-Сутрам и Прашастападе. Было жутко интересно, но не смею утверждать, что очень просто :)) Мне кажется, Preisendanz Вас знает, правда не уверен, что лично. Я же пользовался, кроме прочего, Вашими книгами по вайщешике и Прашастападе при подготовке к некоторым семинарам.
lvika
Oct. 27th, 2008 07:40 pm (UTC)
Мы с Карин познакомились на Санскритологической конференции, а до этого переписывались. При случае передавайте ей от меня привет. Я была в Вене в 1994 году по приглашению Герхарда Оберхаммера, одновременно с Хальбфассом, с которым в основном и проводила время. Мы много говорили о вайшешике. Это был единственный из западных индологов, с которым можно было вне конференций и семинаров обсуждать проблемы индийской философии. Сейчас я, кстати, занимаюсь темами, близкими Штайнкелльнеру - перевела довольно много разных буддийских текстов по теории восприятия (пратьякша), том числе и недавно изданный текст "Праманавинишчаи" Дхармакирти. Дошел ли до Вас мой перевод "Прашастапады"? На днях я еду в Индию, в Сарнатх, где надеюсь поработать с буддистами.
Не знаете ли Вы Марию Шмидт, она была ученицей Оберхаммера и я у нее останавливалась, когда была в Вене?
edgar_leitan
Oct. 27th, 2008 10:36 pm (UTC)
Карин передам привет от Вас прямо завтра, у меня с ней как раз семинар-приватиссимум :)
Перевод Ваш Прашастапады у меня есть, этой книгой я немало пользовался на наших Венских семинарах по вайшешике у Прайзенданц. Также у меня имеется Ваши "Универсум вайшешики" и "Ранняя буддийская философия".
У Штайнкелльнера в ноябре начинается очередной "рабочий кружок" (Arbeitskreis) по изданию санскритского Джинендрабуддхи, куда я думаю, по возможности, походить.
Марию Шмидт лично не знаю, я хожу на Венскую кафедру с 1995. Ещё другие были времена, и многих из тогдашних людей нет.
Книжку Хальбфасса "On Being and What there is" знаю и очень ценю, копировал в своё время и изучал.
С тех времён институт (кафедра) очень к лучшему изменился, что я лично приписываю в основном энергии и административному таланту, не говоря уж о научной серьёзности и основательности, Прайзенданц.
Как будете в Сарнатхе, передавайте, пожалуйста, сердечный привет пандиту Камешвару Натху Мишре, которого считаю первым своим "традиционным пандитом-гуру", в некотором роде. Он был в конце 1990-х деканом Insitute of Higher Tibetan Studies, с ним я читал весной 1996 года Bauddhastotrasamgraha Matrcet-ы, a также 3-ю главу Buddhacaritam Ашвагхоши. Надеюсь, что он жив и здоров: в Сарнатхе я виделся с ним в 1998 и 1999 в последний раз. Мне он в своё время, в 1996 г., подарил грамматику Кале "A Higher Sanskrit Grammar", которая, в некотором роде, одна из моих любимых настольных книг :))
Также и пандиту и профессору К.Д.Трипатхи из BHU, если он меня помнит с 1999, пранам!!: если помнит (а у этих пожилых пандитов удивительно цепкая память!), то как ученика и гостя Беттины Боймер (Prof. Bettina Bäumer) из Австрии, интересовавшегося Абхинавагуптой и цитировавшего наизусть кое-что из Вакьяпадии Бхартрихари.
Ну и если увидите Беттину Боймер в Бенаресе, то, пожалуйста, мой особенный поклон!
Почитаю за особенную честь знакомство с Вами. Как всё-таки мир тесен, а особенно с помощью интернета...
Счастливо Вам добраться до Индии и благополучно вернуться, выполнив научную программу. Буду рад изучать очередную Вашу книгу :)
(no subject) - banshur69 - Oct. 27th, 2008 11:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 28th, 2008 12:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 28th, 2008 12:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - lvika - Oct. 28th, 2008 06:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 28th, 2008 10:40 am (UTC) - Expand
petrark
Nov. 1st, 2008 09:58 pm (UTC)
Не совсем по теме. Вижу я, что неожиданно попадаются отчасти знакомые лица (г-жа lvika участвует в одном сборнике, к собиранию которого я имею непосредственное отношение). Поэтому и спрошу: знаете ли Вы Л.И. Куликова?
edgar_leitan
Nov. 1st, 2008 10:14 pm (UTC)
К сожалению, не имею такого удовольствия и чести.
petrark
Nov. 2nd, 2008 05:37 am (UTC)
Что ж, значит европейская индология - не такая маленькая область, в которой все друг друга знают.
edgar_leitan
Nov. 2nd, 2008 08:20 pm (UTC)
Вы знаете, в европейской немецкоязычной -- пожалуй да. Поскольку так или иначе все они ротируют через Вену. Ну и по литературе.
А об индологии в России я имел лишь весьма смутное представление, понаслышке и только из доступной мне литературы: до того, как завёл ЖЖ. Через него начал кое с кем общаться, в т.ч. и упомянутой Вами "лвика".
petrark
Nov. 2nd, 2008 10:50 pm (UTC)
Л.И. Куликов уже давно в Голландии. Правда, он лингвист и философией и буддизмом, насколько я знаю, не интересуется.
edgar_leitan
Nov. 2nd, 2008 11:34 pm (UTC)
А существуют какие-нибудь онлайн-труды, чтоб посмотреть, о чём он пишет?
В лингвистике--о чём именно? Я тут в последнее время именно традиционной санскритской (и немного арабской) лингвистической традицией стал усиленно заниматься. Просто меня именно "туземные" традиции на языковедческие темы всего более привлекают.
(no subject) - petrark - Nov. 3rd, 2008 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2008 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 2nd, 2008 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 3rd, 2008 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2008 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 3rd, 2008 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2008 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 3rd, 2008 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2008 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 4th, 2008 07:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2008 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 4th, 2008 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2008 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2008 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 4th, 2008 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2008 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 4th, 2008 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2008 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 5th, 2008 07:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 5th, 2008 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2008 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 3rd, 2008 10:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 4th, 2008 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2008 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 4th, 2008 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 4th, 2008 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 5th, 2008 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 5th, 2008 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 11th, 2008 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 12th, 2008 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 13th, 2008 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 13th, 2008 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 13th, 2008 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 13th, 2008 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 14th, 2008 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 14th, 2008 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 15th, 2008 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 15th, 2008 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 16th, 2008 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 16th, 2008 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Nov. 16th, 2008 04:36 pm (UTC) - Expand
edgar_leitan
Nov. 2nd, 2008 08:24 pm (UTC)
А потом, "индология" звучит примерно так же, как для (гипотетического) индийца звучало бы занятие "европеистикой" :) Я больше знаком с философской индологией, ну может, с грамматикой и tantric studies, да и лично знаком далеко не со всеми, кто в "теме". "Я не волшебник, я только учусь" :))
( 59 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com