?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я много размышляю над проблемой понимания текстов, в том числе и особенно "мистических". Текст, даже предназначенный в качестве инструкции к медитации, содержит в себе теологумены, образующие "каркас" для его понимания, а также конкретные указания, иначе они не могли бы служить иструкциями. Большинство, читая всякие мистические" метафоры, останавливается на смутном ощущении неких великих возможностей (ощутить себя выше всех прочих) или некоего забрезжившего света.

При этом выключение рационализации, структурированной в виде последовательных вопросов включает воображение, активизируя силы "юнговского бессознательного" (что это такое, в точности не знал даже сам К.-Г. Юнг). Но является ли это ощущение именно пониманием? Обычно нет. Это некое априорное, безусловное согласие с mystical message этих текстов (как, например, Упанишад), крайним выражением которого может быть установка: credo quia absurdum.

Разумеется, тут же появятся домашние знатоки и всякие практические мистики, которые и скажут с чувством безграничного превосходства: а ничего понимать и не надо, надо лишь "слушать и исполнять". То есть они предполагают наличие авторитета у того или иного текста или "традиции", насчёт которой они уверены, что уж они-то её понимают и, более того, воплощают. Также они ожидают от адептов безусловной веры. Отсюда и охота среди всяких "рашн хиндуз" за "дикшами", то есть формальными посвящениями. Они мнят, что прошептанная на ушко мантра колдовским образом преобразит их сознание и сделает их "носителями". И этот перформанс действительно его преображает, давая чувство безграничного превосходства над людскими букашками.

Наблюдатель во мне говорит, что если они и стали "носителями", то разве самонадеянности и глупости. И никакое оперное пение и поедание мистических грибов тут не помогут. Преображает лишь долгое и невзрачное усилие по пониманию, попытки пробиться сквозь непонятное. Усилие это связано с изучением соответствующих языков и размышлением над предметом, где интуиции отведено почётное место ancilla scientiae atque sapientiae.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
revliscap
Mar. 30th, 2019 02:49 pm (UTC)

Мистическое преображение происходит не вследствие личного волевого усилия человека, и, следовательно, объём затраченных усилий не является залогом преображения.

edgar_leitan
Mar. 30th, 2019 05:49 pm (UTC)
Это утверждение теолога, причём пребывающего в христианской традиции. Вполне ОК. Но я пытаюсь анализировать эти явления с метапозиции.
hogzon
Mar. 30th, 2019 06:03 pm (UTC)
.......с метапозиции

а кто сказал что оно мета?
бгг

что есть истина?
edgar_leitan
Mar. 30th, 2019 07:14 pm (UTC)
Говорит тот, кто осознанно выбирает такую позицию, и который хорошо понимает позиции теологические, поскольку долго их изучал.
hogzon
Mar. 31st, 2019 07:18 am (UTC)
выбирать иллюзию собственного "гения" как меру вещей, это конечно сильно, но бессмысленно
revliscap
Mar. 30th, 2019 06:41 pm (UTC)
Но медитации, вероятно, изменяют структуру мозга. Вслед за этим и сознание изменяется.
Но может ли при этом сознание видеть свою суть, то из чего оно состоит?
edgar_leitan
Mar. 30th, 2019 07:15 pm (UTC)
Медитация, возможно, изменяет психологические паттерны. Но точно не биологические структуры.
revliscap
Mar. 31st, 2019 04:15 am (UTC)
Психологические паттерны и есть биологические структуры. Сознание существует в теле, а не независимо от тела.
edgar_leitan
Mar. 31st, 2019 04:43 am (UTC)
Это всё верно. Но я не уверен, в какой степени медитация их способна менять, помимо изменения ЭЭГ и прочих показателей. Кажется, имеются какие-то исследования на эту тему, но я не специалист.
Здесь вопрос ещё и в фундаментальных определениях: как мы понимаем "паттерны".
И одно дело -- человек, посвятивший всю жизнь этим упражениям, десятки лет по многу часов ежедневно, или какой-нибудь любитель с претензиями.
revliscap
Mar. 31st, 2019 05:25 pm (UTC)
Продолжительные регулярные занятия меняют существенно.
Взять например, воинов афганцев, у всех них переживание страха и стресса бесповоротно изменило строение мозга, и они навсегда остались психически больны.
Чтение книг определяет соответствующую структуру мозга, а у людей избегающих чтения, строение мозга другое. Создание это лишь мозговая ткань с биохимическим привкусом.
uliaushuk
Mar. 30th, 2019 07:57 pm (UTC)
Про мистические грибы вставлю три копейки. Не помню уж, как в книге у Пелевина, но в киноверсии Генерации Пи поставлен акцент, на который я обращаю внимание своих студентов. Грибы грибами, но главный герой, в поиске творческих идей постоянно фиксирует свои мысли и рифмы на диктофон. А раз так, то значит он их потом слушает и прорабатывает заново. И именно в этом тайна его творческих достижений, а не в потреблении мухоморов и.другой химии, которую Пелевин выставил на передний план.
edgar_leitan
Mar. 31st, 2019 12:00 am (UTC)
У Пелевина тексты не мистические, а художественные. Постмодернистские игры и ёрничество, хотя иное читается с огромным удовольствием. Пелевин -- великолепный имитатор.
uliaushuk
Mar. 31st, 2019 04:44 am (UTC)
Читал старую (19 в.) книжку о восприятии иностранцами России. Там был текст бернардинца, посетившего в 17 в. Москву с неким посольством. На въезде ему пришлось убеждать встречавший посольство эскорт, что он не иезуит. На вопрос, а почему иезуитам нельзя? - был ответ: "Потому что они впереди себя на сажень под землёй видят". Что же, будем говорить о мистиках? Да нет, начиная от Поссевино, были они просто образованным людьми, рефлексирующими раз или два в день над происходящим. Глубина рефлексии легко позволяла им видеть русские хитрости даже на сажень под землей.
В термине "мистическое чувство" есть нечто нелогичное. Всё наше пребывание в этом мире загадочно, то есть мистично и таинственно. Потому, с формальной точки зрения, и урчание в животе перед обедом легко признать мистичным. Но стоит ли придавать ему такое значение?
slon357
Mar. 30th, 2019 09:20 pm (UTC)
*** Преображает лишь долгое и невзрачное усилие по пониманию, попытки пробиться сквозь непонятное. Усилие это связано с изучением соответствующих языков и размышлением над предметом***

Ну, есть философы и академические богословы, а есть мистики, практики молитвы и визионеры.
Иногда это совпадает, чаще (исторически) - нет.
Реально преображает человека въезжание в контролируемые и направленные психозы, через практику тех или иных изменённых состояний сознания (трансов, видений, откровений, созерцаний).
edgar_leitan
Mar. 30th, 2019 11:55 pm (UTC)
Лично я перестал видеть какой-либо толк в этом фиглярстве с "направленными психозами" и всякими там искусственно "изменёнными состояниями сознания". Ну получил человек mystical trip... И дальше что? А ровно то же самое, что было перед тем, до всех этих ролевых игр. Хрупкость жизни, ощущаемая на каждом шагу, попытки контроля, разбивающиеся о болезни, страх и тревоги, и -- смерть в конце.

Преображает любой отрефексированный жизненный опыт, и это доступно каждому. А ощущение себя каки-то особым "мистиком" -- обычно это эстетствование. Со стороны же других -- как правило, непонимание происходящего. За настоящую "мистику" приходится слишком дорого платить. Эта штука не для ритритов.

Edited at 2019-03-30 11:58 pm (UTC)
scholarpunk
Mar. 30th, 2019 10:31 pm (UTC)
Вера слаба просто!.. Горчичного зерна не завезли!
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com