Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

К проблеме понимания мистических текстов

Я много размышляю над проблемой понимания текстов, в том числе и особенно "мистических". Текст, даже предназначенный в качестве инструкции к медитации, содержит в себе теологумены, образующие "каркас" для его понимания, а также конкретные указания, иначе они не могли бы служить иструкциями. Большинство, читая всякие мистические" метафоры, останавливается на смутном ощущении неких великих возможностей (ощутить себя выше всех прочих) или некоего забрезжившего света.

При этом выключение рационализации, структурированной в виде последовательных вопросов включает воображение, активизируя силы "юнговского бессознательного" (что это такое, в точности не знал даже сам К.-Г. Юнг). Но является ли это ощущение именно пониманием? Обычно нет. Это некое априорное, безусловное согласие с mystical message этих текстов (как, например, Упанишад), крайним выражением которого может быть установка: credo quia absurdum.

Разумеется, тут же появятся домашние знатоки и всякие практические мистики, которые и скажут с чувством безграничного превосходства: а ничего понимать и не надо, надо лишь "слушать и исполнять". То есть они предполагают наличие авторитета у того или иного текста или "традиции", насчёт которой они уверены, что уж они-то её понимают и, более того, воплощают. Также они ожидают от адептов безусловной веры. Отсюда и охота среди всяких "рашн хиндуз" за "дикшами", то есть формальными посвящениями. Они мнят, что прошептанная на ушко мантра колдовским образом преобразит их сознание и сделает их "носителями". И этот перформанс действительно его преображает, давая чувство безграничного превосходства над людскими букашками.

Наблюдатель во мне говорит, что если они и стали "носителями", то разве самонадеянности и глупости. И никакое оперное пение и поедание мистических грибов тут не помогут. Преображает лишь долгое и невзрачное усилие по пониманию, попытки пробиться сквозь непонятное. Усилие это связано с изучением соответствующих языков и размышлением над предметом, где интуиции отведено почётное место ancilla scientiae atque sapientiae.
Tags: Индия, герменевтика, мистика, текст, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments