?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Насколько я помню, начиная с конца 1980-х книжный рынок в СССР затопил поток книжек про всякие "психотехники", "изменённые состояния сознания", всякие mystical trips, "направленные" или "контролируемые" психозы, психоделические субстанции, мистические грибы-веселушки и всё такое. С одной стороны, это может быть интересно. Но лично я давно перестал видеть в этом фиглярстве с "психотехниками" какой-либо сугубый толк. Ну получил человек mystical trip или особый инсайт, купил или вымолил себе ритуальную инициацию у восточных торговцев воздухом. И что дальше? А ровно то же самое, что было перед тем, до всех этих ролевых игр. Хрупкость жизни, ощущаемая на каждом шагу, попытки жёсткого контроля, неизменно вдребезги разбивающиеся о болезни, страхи и всепронизывающую тревогу. И -- смерть в конце. Всегда одно и то же. И все мольбы к любым богам имеют лишь одно своей целью: "Пощади, не раздави, только не сейчас, дай ещё подышать!.."

Реально, ощутимо преображает человека любой отрефексированный жизненный опыт, и это в той или иной степени доступно каждому. Иначе говоря, навыкновение к рефлексии, ведущей к пониманию своих природных психических паттернов и физической данности, своих телесных границ. А они у каждого свои. Ощущение же себя каким-то особым "мистиком" ведёт в никуда. Обычно это эстетствование, связанное с самолюбованием. Когда же другие видят в ком-то "мистика", то обычно это вызвано механизмом психологических проекций. Знакомые лично мне христианские мистики -- увы, чрезвычайно раздражительные люди, основная интонация ("бхава") которых -- нетерпимость и надрыв, выдаваемый за горение веры, а буддийские -- свирепые бийцы, ещё более раздражительные ругатели.

За настоящую мистику, являющуюся редчайшим "товаром", приходится слишком дорого платить. Эта штука не для ритритов по выходным и уж точно не для читателей Пелевина или Кастанеды. Об эту фанатичную веру разбивается любой абсурд повседневности. Она не в словах, и её невозможно подделать. Всякая "мистика" с её возвышенными "изменёнными состояниями сознания" у обычного юзера соцсетей заканчивается, когда вдруг заболел зуб, немного поднялась температура или нахамили в трамвае. Мистика разбивается о грубую материю повседневности, а просветлённостъ -- об осколки контроля за собственной жизнью. Вероятнее всего, "мистик", как и "философ" -- это условные именования особых человеческих типов, определяемых своей природной заданностью, то есть реализующих некие фундаментальные "паттерны". Откуда они берутся, это другой вопрос. Что такое сознание, толком не знает никто.

Что делать остальным? Завидовать? А есть ли чему? Наверное, то делать, к чему каждый человек чувствует наибольшую природную склонность. Размышлять, активно действовать в политическом поле, делать дело в своей профессиональной области, подлизываться к начальству, трудогольничать, делая карьеру, тихо молиться... или просто прожигать свою жизнь в неведении и пустых химерах. Всё равно над судьбой никто не властен, и никакое человеческое усилие не изменит то, что lalāṭe likhitam, "начертано на лбу".

daivaṃ hi paramaṃ manye, pauruṣaṃ tu nirarthakam, "Ибо я считаю судьбу наивысшей силой, а человеческое усилие тщетным" (Махабхарата).

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
sspr
Mar. 31st, 2019 06:01 am (UTC)
Да, пена сошла. Теперь кто готов готов, тот и получает правильный опыт
valentin_irkhin
Mar. 31st, 2019 06:17 am (UTC)
Как повозка не катится на одном колесе,
Так не может сбыться судьба без усилий самого человека.
К человеку упорному, отважному, как лев, приходит Лакшми.
Только жалкие люди лепечут "Такова судьба".
Борись с судьбой, будь мужествен, не жалей усилий,
И если все же успех тебя минет, - нет на тебе вины!
(Хитопадеша)
edgar_leitan
Mar. 31st, 2019 01:00 pm (UTC)
Да, это другая традиция. :))
mikeura
Mar. 31st, 2019 08:17 am (UTC)
Вот! Поэтому зря переживаете за судьбу Европы. Чему быть - того не миновать!
edgar_leitan
Mar. 31st, 2019 07:59 pm (UTC)
Я переживаю за своё личное обжитое пространство и за (гипотетических) ещё следующих лет 30 моей жизни. Не хотелось бы провести старость в религиозно-тоталитарной стране, где всё определяет клика фанатиков и их кланы.
Эмоциональные переживания, может быть, и не меняют ничего, но они просто есть, это жизнь. Эмоциональная реакция на события -- это природа человека, её древнейший слой.
targeted1ndivid
Mar. 31st, 2019 02:03 pm (UTC)
Сейчас множество людей пишет о таком явлении как "Пситеррор" (в чем замешаны спецслужбы, ОПГ, тайные общества, секты и культы). Их пытают, дискредитируют, преследуют, обкатывают на них новые виды оружия (акустическое, электромагнитное, лазерное) и технологии (в том числе и чипирование), проводят над ними незаконные опыты. За границей же это называется "Targeted Individuals".
slon357
Mar. 31st, 2019 02:07 pm (UTC)
*** Всякая "мистика" с её возвышенными "изменёнными состояниями сознания" у обычного юзера соцсетей заканчивается, когда вдруг заболел зуб, немного поднялась температура или нахамили в трамвае. Мистика разбивается о грубую материю повседневности, ***
Естественно.
Настоящая мистика - НАЧИНАЕТСЯ лет от трёх _настоящего_ затвора/отшельничества/ретрита, для тех кто после этого сохранил какую-то способность к более-менее адекватному психическому функционированию. А так, лет двадцать где-нибудь в келии или в лесу просидеть надо, иначе никак.
Тут сколько усилий вложить - столько и получить.
Тогда зубы уже не будут сильно беспокоить, т.к. в процессе получения мистического опыта человек переживает такое, что зуб на этом фоне - фигня.

Правда, есть исключения, судя по всему явления типа т.н. "шактипата" таки имеют место быть, и да - можно получить этот мистический опыт (реально трансформирующий жизнь человека) легко и нахаляву.
Но, думаю, не в современных условиях. И не в Индии.
spbreader
Mar. 31st, 2019 05:17 pm (UTC)
неплохо написано. но сразу встает вопрос, а что считать мистикой? вот например видеть явное действие промысла Божия в своей жизни это тру мистика или нет? здесь присутствует рефлексия и осмысление, но сам ход жизни может быть вполне мистичен, на мой взгляд. впрочем, рефлексия тоже нуждается в поводке, потому что неумеренная рефлексия способна начисто убить действие, поступок.
edgar_leitan
Mar. 31st, 2019 07:54 pm (UTC)
Да, Вы правы, мистика -- растяжимое понятие, сродни "духовности". Видимо, для любых конкретных рассуждений следовало бы определиться, что это вообще такое. Но для этого имеются всякие религиоведческие и теологические словари и энциклопедии.
vadimelpanov
Apr. 1st, 2019 06:43 pm (UTC)
Сугубо мнение. Мистик, человек вступивший в отношения с творцом, осознающий меру ответственности своей осознанности. При этом соблюдающий полную тишину внутри и снаружи, с виду обычный человек, возможно религиозный деятель ( что, в общем, подпадает под определение обычного человека).
Как стать мистиком? Никак, нет способа, есть путь. Мистиком нужно родиться, с навыком слушать тишину и двигаться, с смирением, с радостью и благодарностью.
Как распознать мистика? Никак, их нет!
Есть жизнь, обычная ежедневная рутина, с болью, радостью, калейдоскопом случайных встреч, событий и явлений. В один из таких дней ученик встречает Учителя и они скрыты от всех под маской обыденных дел.
С уважением, к автору статьи! Люблю размышлять над вашими глубокими манифестациями.
boris_kin
Apr. 3rd, 2019 08:58 am (UTC)
... книжный рынок в СССР затопил поток книжек про всякие "психотехники", "изменённые состояния сознания"... 

Но лично я давно перестал видеть в этом фиглярстве с "психотехниками" какой-либо сугубый толк. 

Бывают ли работающие, полезные психотехники? 
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com