Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

lalāṭe likhitam: на лбу написано

Насколько я помню, начиная с конца 1980-х книжный рынок в СССР затопил поток книжек про всякие "психотехники", "изменённые состояния сознания", всякие mystical trips, "направленные" или "контролируемые" психозы, психоделические субстанции, мистические грибы-веселушки и всё такое. С одной стороны, это может быть интересно. Но лично я давно перестал видеть в этом фиглярстве с "психотехниками" какой-либо сугубый толк. Ну получил человек mystical trip или особый инсайт, купил или вымолил себе ритуальную инициацию у восточных торговцев воздухом. И что дальше? А ровно то же самое, что было перед тем, до всех этих ролевых игр. Хрупкость жизни, ощущаемая на каждом шагу, попытки жёсткого контроля, неизменно вдребезги разбивающиеся о болезни, страхи и всепронизывающую тревогу. И -- смерть в конце. Всегда одно и то же. И все мольбы к любым богам имеют лишь одно своей целью: "Пощади, не раздави, только не сейчас, дай ещё подышать!.."

Реально, ощутимо преображает человека любой отрефексированный жизненный опыт, и это в той или иной степени доступно каждому. Иначе говоря, навыкновение к рефлексии, ведущей к пониманию своих природных психических паттернов и физической данности, своих телесных границ. А они у каждого свои. Ощущение же себя каким-то особым "мистиком" ведёт в никуда. Обычно это эстетствование, связанное с самолюбованием. Когда же другие видят в ком-то "мистика", то обычно это вызвано механизмом психологических проекций. Знакомые лично мне христианские мистики -- увы, чрезвычайно раздражительные люди, основная интонация ("бхава") которых -- нетерпимость и надрыв, выдаваемый за горение веры, а буддийские -- свирепые бийцы, ещё более раздражительные ругатели.

За настоящую мистику, являющуюся редчайшим "товаром", приходится слишком дорого платить. Эта штука не для ритритов по выходным и уж точно не для читателей Пелевина или Кастанеды. Об эту фанатичную веру разбивается любой абсурд повседневности. Она не в словах, и её невозможно подделать. Всякая "мистика" с её возвышенными "изменёнными состояниями сознания" у обычного юзера соцсетей заканчивается, когда вдруг заболел зуб, немного поднялась температура или нахамили в трамвае. Мистика разбивается о грубую материю повседневности, а просветлённостъ -- об осколки контроля за собственной жизнью. Вероятнее всего, "мистик", как и "философ" -- это условные именования особых человеческих типов, определяемых своей природной заданностью, то есть реализующих некие фундаментальные "паттерны". Откуда они берутся, это другой вопрос. Что такое сознание, толком не знает никто.

Что делать остальным? Завидовать? А есть ли чему? Наверное, то делать, к чему каждый человек чувствует наибольшую природную склонность. Размышлять, активно действовать в политическом поле, делать дело в своей профессиональной области, подлизываться к начальству, трудогольничать, делая карьеру, тихо молиться... или просто прожигать свою жизнь в неведении и пустых химерах. Всё равно над судьбой никто не властен, и никакое человеческое усилие не изменит то, что lalāṭe likhitam, "начертано на лбу".

daivaṃ hi paramaṃ manye, pauruṣaṃ tu nirarthakam, "Ибо я считаю судьбу наивысшей силой, а человеческое усилие тщетным" (Махабхарата).
Tags: личное, размышления, религия, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments