Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Утопия экуменизма как ночь разума



Межрелигиозный "экуменизм" в духе Х. М. Бергольо ("Папы Франциска"): зелёный баннер с надписью „Аллaх“ в главном католическом соборе в Брюсселе (фотку прислал оттуда знакомый). Только не надо говорить, что арабоязычные христиане называют Бога именно так. Такого рода надписей-знамён с именем Бога нет ни в одном христианском храме в Ливане или Сирии, зато они висят практически в каждой мечети.

К пропагандируемому со стороны восторженных берголианцев и просто прекраснодушных людей тезису об "идентичности единого Бога", то есть "вере в одного и того же Бога" в авраамических традициях. Возможно, что там рядом и висит баннер с начальными словами "Шма Исраэль". Но надписи из Ветхого Завета на иврите на картинах в христианских храмах довольно обычны, в то время как зелёные баннеры с арабской надписью „Аллaх“ свойственны именно мечетям, поскольку в исламе запрещены всякие иные изображения, помимо буквенных начертаний арабских "хурууф" (харфов), но нехарактерны для христианских храмов, для которых обыкновением являются иконы или статуи.

Означают ли некие реконструируемые или заявляемые изнутри традиции „общие корни“ религий в рамках нарратива "Священной Истории" — факт их "идентичности"? Это непростой вопрос. Я бы понимал под идентичностью, то есть под "равенством образов Бога", идентичные нарративы или, скорее, сопоставимость метанарратива. За интуитивное вoсприятие этого метанарратива ответственен sensus fidei fidelium — по меньшей мере в той же степени, что и знание экспертов. В данном случае, это метанарратив о Боге. Об этом могут и должны рассуждать религиоведы и теологи. Однако в нынешней ситуации уже вовсю полыхающей в Европе культурной во@ы одним из её последствий является агрессивное доминирование в информационном пространстве некоей одной, очень конкретной религиозно-политической традиции, фундаментально идущей на смену прежней.

Не нужно указывать на "относительно малый процент" носителей этой традиции, как то постoянно делается в мейнстримовой прессе. Во-первых, он не так уж и мал, непрерывно и быстро возрастая. И он однозначно доминирует в СМИ, достаточно хотя бы бегло просматривать немецкие газеты и всякие "круглые столы".

Как сказал умница Хенрик Бродер, "мы в 21 веке умудрились клерикализировать общественное пространство". Везде, куда ни посмотри, лишь одна тема в её многообразных проявлениях: паранджа, буркини, проблема разделения полов в школьных бассейнах, оскорбления ХХХ-верующих, ХХХ-фобия, ХХХ-школы и детские сады, ХХХ-пища и т. д. и т. п.

В этой ситуации уже не сложные теологумены спокойно обсуждаются их уверенными знатоками, а идёт битва упрощённых и наглядных мемов. Подчёркивать в такой ситуации якобы идентичность исповедания "единого Бога" — это игра неизменно в одни ворота, где победитель известен заранее. И для него характерна не более сложная и изысканная система теологуменов, но больший практический напор и агрессивность в решении политических задач: захвата и доминирования. Этот уже всем очевидный победитель живёт там почти что рядом с Брюссельским собором, в районе Моленбек-Сен-Жан. Мудрые пастыри в даннoй ситуации не стали бы отмахиваться от подлинных, а не утопически-желательных эмоций масс своих прихожан, напуганных происходящим на их глазах и при благожелательном попустительстве или даже активной деятельности светских властей. Эту новую реальность следовало бы осмыслять, а не загонять её в тёмный подвал подсозания.

Итак, у ситуации два аспекта: теоретический и практический. Первый — это дискуссия о том, что конкретно означает "идентичность Бога", Иначе говоря, что означает, когда некоторые говорят: "Мы, христиане, верим в того же Бога, что и м@не"? В того же ли? Вопрос не так прост, каким может показаться. Мы не можем сравнивать "Бога" разных религий как объект. Или кто-то думает, что это возможно? А что же тогда возможно сравнивать? Представления, традиционные рассказы о Боге, способы говорить о Боге и смысле (вещей), связанные с этим образы и вытекающую из этого всего ортопраксию. Всё это и называется нарративами той или иной религиозной традиции.

Аспект практический: мудро ли со стороны церковного руководства, памятуя обо всех нюансах культурно-политической ситуации в Западной Европе, декларировать вместе с Хорхе Бергольо сугубое "братство" и даже "единство" с религиозной мета-традицией, направленной не на потенциальное "обнимание миллионов" в экстазе ожидания Утопии, а на культурно-политическую власть? Подобные баннеры — это, разумеется, ещё не "ужас-ужас", но весьма характерный знак. И эти множащиеся повсюду знаки внушают печаль, тревогу, растерянность и негодование.

Другим знаком нашего окаянного времени катастрофического обрушения всех прежних социальных и смысловых структур является всё учащающиеся сообщения об азанах и даже намазах в действующих католических храмах Западной Европы (интересующиеся — наберите в поисковике Ютуба или см. недавний пост). Эстетически всё это, разумеется, чрезвычайно красиво, если отвлечься от политико-идеологического содержания данного перформанса: провозглашение религиозно-политического исповедания, абсолютно несовместимого с конкретным местом этой декларации. Подмечание и эмоциональная оценка всего этого мне представяется не пустым алармизмом. Это бытописание умирания нашего мира, каким мы его привыкли видеть. Процессы изменений происходят не "естественно", т. е. сравнительно медленно и малозаметно для отдельного человека в масштабе его жизни, но катастрофически (см. в теории катастроф: «катастрофа» в данном контексте означает „резкое качественное изменение объекта при плавном количественном изменении параметров, от которых он зависит“).

Европейские христиане, которым на своё христинство всё ещё не совсем наплевать, в своей наивности, путая требуемое oт них нравственное совершенствование с "безвредностью", то есть абсолютным отсутствием какого-либо внутреннего драйва, энергии "интегрированной тени", с духовной евнухоидностью, en masse представляются мне стадом не особенно умных овечек, которых их хитрые и рассчётливые пастухи за некую мзду ведут на скотобойню, а они всё блеют от умиления, ожидая, что вот ещё немного, и миллионы начнут истово обниматься под Бетховена...

.........................................................

P. S. Кажется, ещё Папа Иоанн XXIII призывал присматриваться к "знамениям времени". Вот некоторые из этих знамений:

1) Се, уже "наступившее будущее" новой Европы. И слышится в нём отнюдь не Бетховен.

2) Прогрессивная общественность требует испанского короля извиниться за победу над мусульманами в 15 веке. Не удивлюсь, если извинения вскоре последуют.

3) Реверансы именующего себя Папой.

4) "Два приходских священника в тосканской Пистойе, исполняя волю Бергольо, поселили в церкви мигрантов и разрешили проводить там мусульманские богослужения. На возражения, что это превращает церковь в мечеть: "А что тут такого? Это дело добровольное. Было бы бессмысленно отправить их молиться в подвал"": ЗДЕСЬ.
Tags: Абсурдистан, Берулья, Еврабия, Европа, Его Воробейшество, гибель богов, закат Европы, ислам, католичество, хрислам, христианство
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author