Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Восьмерица строф об изучении и преподавании санскрита



Очередной продукт профессиональной одержимости изучаемым и преподаваемым языком: сочинившееся сегодня Восьмистрофие об изучении санскрита и о его преподавании, которое в Лицекнижии уже было проверено санскритоязычными пандитами и признано успешным. Все эти гиперболы и метафоры, конечно, следует понимать как почтительную дань традиционному стилю и традиционной же тематике, неизменно вызывающим у образованных индийцев сильное волнение.



// saṃskṛtapāṭhanapaṭhanāṣṭakam //

śilāyāṃ jalaveśo vai mando re jñāyate sadā /
paṭhyate saṃskṛtā vāṇī mandaṃ cānukramaṃ tathā //1//

varaṃ vai saṃskṛtaṃ kāśyāṃ śmaśāne paṭhituṃ niśi /
kukkurāṇāṃ samāje ca rājyaṃ kartuṃ na bhūtale //2//

bhāratyāḥ paṭhane śaktiḥ pāṭhane tu yaśas sadā /
lekhane manaso dhairyaṃ kāvyakārye mahīyate //3//

saṃskṛtādhyayane bhaktyā niḥśreyasasya cāpanam /
taddvārā dahyate ’dharmaḥ samskṛtaṃ paramaṃ tapaḥ //4//

saṃskṛtābhyasane kṣāntiḥ prasiddhā paramo guṇaḥ /
sahasā mṛtyur āyāti siddhir naiva tu saṃskṛte //5//

paṭhane sati daurmatye śāstrāṇāṃ nyāyataḥ kila /
tapas tapyeta vidhivac chlokapāṭhatayā bhṛśam //6//

saṃskṛtaṃ tāpanaṃ kṛcchram madyaṃ tac caiva mādhurī /
paṭhane duḥkhahetū re pāṭhane prāṇaharṣaṇam //7//

vīryāṇi kartukāmo ha saṃskṛtena pracoditaḥ /
devānāṃ vismayas tasya narāṇāṃ tv eva pūjanam //8//

.............................................


Восьмерица строф об изучении и преподавании санскрита

(1)
Известно, что проникновение воды в камень,
к сожалению, происходит медленно.
Также и изучение совершенной речи (санскрита)
производится медленно и постепенно.

(2)
Лучше изучать санскрит в Бенаресе
на месте кремации ночью в обществе собак,
а не царствовать в этом мире!

(3)
В изучении санскрита всегда (прибретается) сила,
в преподавании (его) — слава,
в писании (на санскрите) — твёрдость ума,
в поэтическом же творчестве — (подлинное) величие!

(4)
В изучении с любовью санскрита
обретается Bысшеe благo!
За счёт этого пожигается всё зло.
Санскрит — это высшее аскетическое делание!

(5)
Известно, что основным качеством
в изучении санскрита является долготерпение.
Лишь смерть приходит внезапно,
но никак не успех в овладении санскритом!

(6)
Если некто имеет плохую способность
к надлежащему изучению Шастр (систем традиционого знания в Индии),
тогда пусть он согласно предписаниям усиленно совершает
аскетическую практику в виде рецитации (санскритских) шлок!

(7)
Санскрит — это жёсткое самоумерщвление,
и в то же время это опьяняющий напиток, это сладкое вино!
Во время учёбы он, увы, является причиной страданий,
во время же преподавания он вызывает восторг от жизни!

(8)
Человек, ведомый санскритом,
желает совершать великие подвиги!
Им восторгаются боги,
и его почитают люди!

..............................................................

॥ संस्कृतपाठनपठनाष्टकम् ॥
शिलायां जलवेशो वै मन्दो रे ज्ञायते सदा ।
पठ्यते संस्कृता वाणी मन्दं चानुक्रमं तथा ॥१॥
वरं वै संस्कृतं काश्यां श्मशाने पठितुं निशि ।
कुक्कुराणां समाजे च राज्यं कर्तुं न भूतले ॥२॥
भारत्याः पठने शक्तिः पाठने तु यशस्सदा ।
लेखने मनसो धैर्यं काव्यकार्ये महीयते ॥३॥
संस्कृताध्ययने भक्त्या निःश्रेयसस्य चापनम् ।
तद्द्वारा दह्यतेऽधर्मः संस्कृतं परमं तपः ॥४॥
संस्कृताभ्यसने क्षान्तिः प्रसिद्धा परमो गुणः ।
सहसा मृत्युरायाति सिद्धिर्नैव तु संस्कृते ॥५॥
पठने सति दौर्मत्ये शास्त्राणां न्यायतः किल ।
तपस्तप्येत विधिवच्छ्लोकपाठतया भृशम् ॥६॥
संस्कृतं तापनं कृच्छ्रं मद्यं तच्चैव माधुरी ।
पठने दुःखहेतू रे पाठने प्राणहर्षणम् ॥७॥
वीर्याणि कर्तुकामो ह संस्कृतेन प्रचोदितः ।
देवानां विस्मयस्तस्य नराणां त्वेव पूजनम् ॥८॥

.........................................

Eight Stanzas About Learning and Teaching Sanskrit

(1)
It is always known that entrance
of water into the rock is, alas, very slow!
Exactly so one learns perfect speech (i. e. Sanskrit):
slowly, as well as step by step!

(2)
It is much better to study Sanskrit in Benares —
on the cremation ground at night, in the company of dogs,
than to reign on Earth!

(3)
In the study of Sanskrit there is power,
in teaching it one always becomes famous,
in writing (in it) firmness of intelligence is established,
but in composing (Sanskrit) poetry one obtains real greatness!

(4)
One obtains final Beatitude (lat. summum bonum)
in the loving study of Sanskrit.
Through that deed all demerit is burnt.
Sanskrit is the highest asceticism!

(5)
In the practice of Sanskrit, endurance
is celebrated as the main quality.
Only death comes abruptly,
but not the perfect success in learning Sanskrit!

(6)
If one is bad disposed towards
the proper study of Shastras (systems of Indian traditional knowledge)
then he may duly perform ascetic practices,
namely as an intense recitation of (Sanskrit) verses!

(7)
Sanskrit is a laborious austerity, but at the same time
it is verily an intoxicating drink, namely a sweet wine.
During one’s study it causes suffering,
but it is a thrilling joy for one’s life while being taught!

(8)
He who is impelled by Sanskrit
wishes to perform heroic deeds!
He is admired by gods
and honoured by people!
Tags: Индия, кавья, мои сочинения на санскрите, моё санскритское творчество, пандиты, санскрит, шлоки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments