Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Научный доклад на кафедре Южной Азии 20.03.2009



Как это часто бывает по пятницам, сегодня у нас на кафедре в Вене состоялся очередной доклад приехавшего из другого европейского университетского центра специалиста-востоковеда. На этот раз госпожа профессор Утэ Хюскен (Ute Hüsken) из университета Осло (Норвегия) рассказывала о своих полевых исследованиях в Южной Индии, в храме Вишну-Варадараджи в Канчипурам, в штате Тамилнаду.


Профессор Ute Hüsken прекрасно, практически без всякого акцента, говорит по-немецки. Свой докторат она писала у всемирно знаменитого тюбингенского профессора-буддолога Хайнца Бехерта по буддийской винае. У профессора Х. Бехерта мне также довелось прослушать несколько курсов в течение семестра, несколько лет назад, незадолго до его смерти.

Потом Ute Hüsken специализировалась (Habilitation) по храмовым ритуалам паньчаратры. С 1998 года руководит научно-исследовательским проектом в южноиндийском городишке Канчипурам, где располагаются знаменитые храмы Вишну и Шивы, а также один из центров южноиндийского Шанкарачарьи. Кстати, вероятно, мы с ней кратко виделись в библиотеке в Адьяре под Мадрасом в 1998 году, когда были там с проф. Беттиной Боймер и группой студентов-религиоведов из Берна.

Темой доклада была "Инициация и компетентность в отправлении ритуала: ритуальная маркировка обряда перехода и процесс инкарнации знаний". Ошеломительно интересный доклад, основанный на многолетних полевых наблюдениях учёного, интервьюировании храмовых священников и прочих культовых работников храма Варадараджи, а также на изучении санскритских руководств по храмовым ритуалам!

Городок Канчипурам, в котором Вашему покорному слуге также пришлось побывать в конце февраля 1998 года, располагается в 70 км на запад от Мадраса. Знаменитый вишнуитский храмовый комплекс даёт работу более чем 80 "сотрудникам" (или следует сказать "работникам"?), а священнические обязанности распределяются между 6 семьями-кланами местных брахманов.

Подготовка к работе храмовым жрецом ведётся с самых что ни на есть младых ногтей: во-первых, теоретическая, на уровне изучения т. н. агам и самхит (средневековых руководств по храмовому ритуалу). Настоящих глубоких знатоков санскритов на уровня пандитов профессор Хюскен назвала только троих. Обычно знание языка не простирается дальше умения рецитировать необходимые мантры (гл. образом из Чёрной Яджурведы), а также читать санскритские пояснения к отправлению ритуала.

Более серьёзное внимание уделяется практике ритуалов и участие в повседневной "литургической" жизни Храма. В течение года в Храме Варадараджи происходит более 230 праздников (вот это католичество, это я понимаю!)!! На многочисленных представленных во время доклада фотографиях можно видеть детей и юношей, внимательно наблюдающих за храмовыми действами, а также помогающими старшим "батюшкам"-брахманам. Часто молодёжь играет в священников, делает свои собственные фигурки богов и проводит с ними свои игровые ритуалы.

Эти игры детей и подростков считаются В Храме важной составляющей будущей "священнической формации" и являются знаком особого "призвания". Как тут не вспомнить собственное детство, свои игры "в ксендза" и "в Мессу", а также практическую, каждодневную ритуалистику в рижской духовной семинарии позднесоветского времени. Множество параллелей налицо! Лишний раз пожалеешь о ныне сильно обеднённом римско-католическом пореформенном ритуале (post-Vaticanum II), и как-то начинаешь ещё больше понимать тягу многих европейцев к индийской религиозной (ритуальной) пышности и богатству. Свято место пусто не бывает!

Доклад нашёл самый живой отклик, вызвал шквал вопросов и развязал бурную дискуссию. Аудитория была заполнена, в том числе был кое-кто из студентов, кроме профессоров, преподавателей и научных сотрудников. Не каждый день удаётся видеть собранными в одном месте столько знаменитостей. Кого-то можно видеть на фотографиях.

Поближе к вечеру компания учёных отправилась в близлежащее местечко "Universitätsbräu". Общение продолжалось в непринуждённой обстановке. И я там был, мёд-пиво пил...



На этом снимке слева стоит завкафдры профессор Карин Прайзенданц, впереди справа сидит её муж, профессор-буддолог в Ляйпциге Эли Франко, в центре смеётся знаменитый дхармакиртиевед :) -- Биргит Келльнер (с которой я в этом семестре как раз занимаюсь svasamvedana у Дхармакирти), сзади, в белой рубашке, виднеется профессор Михаэль Хан.



Ниже привожу найденные и стащенные мною в интернете снимки Храма Вишну-Варадараджи в Канчипурам, просто для наглядности, поскольку это относится к теме. Сразу следует предупредить, что снимки не мои. Свои выложу при случае, когда приобрету сканер и оцифрую наиболее интересное из фотоархивов.





Tags: Индия, востоковедение, наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments