Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Традиция Бон в Вене!



В пятницу 20 марта на нашей кафдре также состоялся доклад тибетского ламы, носящего традиционный учёный титул "геше" (Geshe Gelek Jinpa), и принадлежащего (на сей раз) не к традиции буддизма, а к автохтонной тибетской традиции бон (или "bön-po"; получение титула бонского геше занимает в Катманду 13 лет). Организовывали тибетологи с нашей кафедры (Prof. Helmuth Tauscher), кажется, совместно с венским буддийским центром.


Посмотреть на живого бонского ламу навалило множество народа, многие из слушателей никакого отношения ни к кафедре, ни к университету на имели. Мне были, по крайней мере, не знакомы. Думаю, что свою роль приманки тут сыграла необыкновенная экзотика. Тибетцами в Австрии никого особенно не удивишь, учёных тибетских лам тоже навидались, а вот бонские ламы тут встречаются не каждый день!

Доклад, который бы мог быть очень интересным, судя по теме: "История традиции бон", был, к сожалению, маловразумительным из-за почти непонятного английского языка почтенного тибетского геше. Если бы я до этого совсем ничего не знал о религии бон, боюсь, и из доклада я бы не понял почти ничего. А так удавалось кое-что улавливать, отдельными фразами. К сожалению, предания (или исторические факты?) об обретении дзогченовскими практиками "радужного тела" после смерти остались не совсем прояснёнными, именно по причине весьма трудного для восприятия английского.

Зато вторая часть, состоящая из показа превосходного документального фильма, превзошла все ожидания и спасла презентацию. Почтенный Геше Гелек Джинпа, оказывается, организовал (кажется, если не путаю) в 2008 году экспедицию в тибетское королевство Мустанг (ныне это гималайское королевство с преимущественно тибетскоговорящим населением, кажется, находится в составе Непала), с целью изучения состояния тамошнего бонского населения (а это множество деревень и древние бонские монастыри), проведения ритуалов и "наставления в бонской вере". Кроме того, в одном скальном монастыре было найдено множество древних рукописей и ксилографов, настоящие залежи!

Найденные в пещерах скального монастыря древние тибетские рукописи были собраны и перевезены в бонский монастырь в Непале — Ломонтханг (?). Не исключено, что среди них находятся ещё доселе неизвестные науке тексты. Однако, в монастыре эти рукописи будут для востоковедов также малодоступны по причине сложности в получении разрешения на их исследования.

В иных оставленных монастырях рукописи и ксилографы в ужасающем состоянии, полусгнившие и заплесневевшие, кое-как очищались, завёртывались в ритуальные белые "кхатаки" и ставились обратно на прежнее место. Местый народ, ревностно относящийся к своим святыням, ни за что не позволил бы чужакам, пусть и монахам, увезти рукописи из родной деревни. В столь же плачевном состоянии находятся многие произведения храмового искусства: статуи и иконы- танкхи. Из многих бесхозных рукописей местные вырезали красивые цветные иконки-иллюстрации, а бумагу с текстом бросали на пол пещер!

Но интересно, что, по словам Геше Гелека, в Непале и, в частности, в Мустанге, не только существует бонское монашество, но и настоящие бонские пещерные йогины, практикующие дзогчен. Скальные "йогические" пещеры были показаны в фильме.

Население тибетских деревенек, показанное во время празднования как религиозных (буддийских и бонских) ритуалов, так и "светских" деревенских развлечений, кажется вполне довольным своей простой жизнью на суровой природе высоко в Гималаях и даже производит впечатление вполне счастливых людей, укоренённых в родной традиции, живущих неспешным ритмом, с осознанием значения и религиозного исполнения своей жизни. Разительный контраст с тибетцами в "Тибетском Автономном Регионе" КНР, "осчастливленными" прелестями коммунистической идеологии, безжалостной урбанизации, индустриализации и жестокого уничтожения традиционной культуры.



Доклад ламы Гелека Джинпы открывает профессор-буддолог Хельмут Таушер, специалист по тибетской мадхьямаке.







Ниже я помещаю для наглядности несколько снимков с видами Мустанга, найденными мной в сети. Западным туристам туда до сих пор не так легко получить разрешение на посещение. Один из последних уголков на планете с архаичной культурой, почти нетронутой западной цивилизацией.







Tags: Тибет, востоковедение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments