?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я уже давно перестал внутренне понимать восторги, все эти охи и ахи индоманов и индофриков по поводу метафизической идеи монизма -- бездонной чёрной ямы адвайта-веданты или адептов такого сейчас модного кашмирского шиваизма. Чем монизм лучше или "выше" дуализма? То есть я, конечно, в отличие от многих эпигонов, называющих себя "практиками", неплохо знаю традиционные индийские аргументационные стратегии, все эти вещи якобы "доказывающие". Да и практическими медитациями, следуя указаниям Виджнянабхайрава-тантры и устным наставлениям моих тогдашних менторов, я тоже регулярно занимался довольно много лет и лично знавал кашмирцев, укоренённых в той своей традиции.

Всё это необычайно интересно с точки зрения занимательной этнографии и штрихов собственного бытописания. Однако чем это якобы осознание, а на самом деле просто верующее повторение максим, что "аз есмь Шива" или что "всё есть Шива", или "всё есть брахман и сат-чит-ананда", "выше" осознания (т. е. на самом деле -- повторения традиционных фраз), что "аз есмь возлюбленная гопи (проказника) Кришны"? Сформулирванная немцем, индологом и теологом Паулем Хакером идея индийского инклюзивизма всегда вывернет всё так, что правым окажется тот, кто то или иное утверждает. А в живом диспуте всегда побеждает тот, у кого лучше всего подвешен язык.

Но что же на практике? Жизнь всё расставляет на свои места. На практике (lokavyavahāra) будет то, что любая паршивая зубная боль или элементарнейшая бытовая неприятность, мелкое унижение, рядовое злословие или -- что уж вовсе стыдно -- научная критика со стороны других настолько выведут из себя рекомого "реализованного" адвайтина или "преданного", или какого-нибудь "реализованного практика дзогчена", что тот, кто минуту назад ещё втайне горделиво считал себя дживанмуктой (освобождённым при жизни) или "смиреннейшим служителем сладостного смуглого Господа", или тантриком-сиддхом (совершенным), мгновенно становится или оказывается на поверку мелочным ругателем или даже бийцей с замашками бывалого треникофорного гопника, мстительным и злопамятным орком, изрыгающим бесчисленные оскорбления или жалобы на жизнь.

Никакие духовные практики обычно не меняют людей глубинно, то есть существенных для того или иного человека психоэмоцональных гештальтов, образующих то, что в быту называется характером, а в индийском стиле что могло бы быть названо природой. А если кого-то и меняют, то присходит это столь редко и незаметно, что читаем мы об этом лишь в агиографиях, по жанру своему в корне отличных от биографий и служащих не описанию реальности, а её конструированию ради нравственного назидания верующих читателей. Духовные практики вносят в жизнь структуры и ценностные иерархии, что, возможно, и неплохо, но заставляют большинство искренне заблуждаться на свой счёт, принимая желаемое за действительное. А вот это уже более проблематично. Большинство на ощущении этого несоответствия рано или поздно, что называется, ломается, и результатом бывает горечь, опустошённость и изливаемая на других злоба.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
slon357
Aug. 2nd, 2019 11:43 am (UTC)
***Никакие духовные практики обычно не меняют людей глубинно***

***любая паршивая зубная боль или элементарнейшая бытовая неприятность, мелкое унижение, рядовое злословие или -- что уж вовсе стыдно -- научная критика со стороны других настолько выведут из себя***

Эээ... Дык, тут такое дело - сколько вкладываешь, столько и получаешь.
Чтоб тантры, дзогчен и прочее в том же духе работали как надо, меняя людей глубинно - этому надо посветить несколько больше времени, чем большинство может себе позволить. Просидите в пещерке без каких-то контактов с людьми (в т.ч. и без связи, естественно, радио и тиливизора с електричеством) три года - терпя, в т.ч. и зубную боль, буде таковая случится, и всё остальное; потом вылезайте на свет - глубинно оно Вас поменяет со стопроцентной гарантией. Так или иначе. Правда, с большой долей вероятности увезут на всю оставшуюся жизнь в дурдом - ну так, никто и не обещал, что будет легко.


Edited at 2019-08-02 11:44 am (UTC)
slon357
Aug. 2nd, 2019 11:46 am (UTC)
А насчёт "чем лучше" - это всё вкусовщина.
Кому что больше душу греет.
edgar_leitan
Aug. 2nd, 2019 06:25 pm (UTC)
Это так. Но есть некие популярные представления, ставшие, практически, стереотипными формулами. Согласно им, монизм метафизически "выше" дуализма.
livejournal
Aug. 2nd, 2019 11:49 am (UTC)
Никакие духовные практики обычно не меняют людей глуб
Пользователь andrelubertsy сослался на вашу запись в своей записи «Никакие духовные практики обычно не меняют людей глубинно.» в контексте: [...] https://edgar-leitan.livejournal.com/372830.html?embed [...]
sspr
Aug. 2nd, 2019 01:05 pm (UTC)
Духовные практики могут глубинно поменять человека, если человек более менее сильный и регулярно ест неспецифические усилители мозговой деятельности - чистые и без лишних примесей.

Но таких очень мало, и они не чекинятся: "я поменялся"
edgar_leitan
Aug. 2nd, 2019 06:23 pm (UTC)
Я не очень понимаю, что значит "сильный человек". То есть я понимаю связанное с этой фразой бытовое представление. Но не понимаю, что этот эпитет означает в нашей рефлексии.

Далай Лама где-то утверждал, что духовные практики обычно едва ли сильно меняют человека, а если меняют, то лишь чуточку. В этом смысе со своим скепсисом в достойной компании.
sspr
Aug. 4th, 2019 05:20 pm (UTC)
Один из Далай Лам призвал китайских солдат, чтобы удержать свою власть. Так что этот институт (для меня) не авторитет.
spbreader
Aug. 2nd, 2019 01:27 pm (UTC)
полагаю что глубинно меняет человека перенесенное страдание. причем в каждом конкретном случае важно как именно человек это страдание переносит/преодолевает, от этого зависит внутренний результат. вряд ли ошибусь если скажу что страдание для того и существует в мире, чтобы менять нас глубинно. а насчет "принимать желаемое за действительное" так этого и в других религиях сколько хочешь. как и "ломки несоответствия". с удовольствием, кстати, почитал бы что нибудь толковое на эту тему.

Edited at 2019-08-02 01:31 pm (UTC)
burchakov
Aug. 2nd, 2019 02:06 pm (UTC)
Литература по психотерапии ПТСР.
spbreader
Aug. 2nd, 2019 02:13 pm (UTC)
думаю что это мимо. да я и не собираюсь никого лечить.
burchakov
Aug. 2nd, 2019 02:06 pm (UTC)
То, что человек перестает на все стороны болтать о своих достижениях — первое более-менее значимое достижение:) но с тем, что природа человека не поддается изменению, а может лишь быть несколько окультурена — не поспорить.
edgar_leitan
Aug. 2nd, 2019 06:19 pm (UTC)
Под окультуренностью можно понимать изменения узусов речевого поведения при отсутствии каких-либо изменений прихических паттернов и, тем, самым, образа действий. Например, можно привыкнуть везде вставлять "спасигосподи" вместо "да здравствует дело Ленина!", делая такие же гадости людям, как и прежде.
Victor Gfvrilov
Aug. 2nd, 2019 02:55 pm (UTC)
Мукти, самадхи - редкое явление, а встретить такого человека - ещё более редкое событие. Поэтому не стоит от адептов той или иной сампрадайи ожидать соответствия их идеалам. Большинство из них - заблудившиеся "овцы", попавшие под влияние предприимчивых "пастырей"; некоторые - лицемеры, преследующие свои интересы; есть и откровенные негодяи, а есть просто сумашедшие.
edgar_leitan
Aug. 2nd, 2019 06:10 pm (UTC)
То, что называется теминами "мукти" и "самадхи" -- это очень разные вещи. Самадхи -- это медитативное сосредоточение, то есть категория из области не сверхобычной психической реальности, в том или ином виде знакомая каждому, кто всерьёз занимался медитациями. А мукти -- это уже категория религиозной эсхатологии, по определению недоступная тривиальному психическому опыту.
greygreengo
Aug. 2nd, 2019 03:44 pm (UTC)
Индивидуум на уровне ДНК не изменяется вообще.

Воспитать же в себе можно лишь барьеры приятия тех или иных элементов культуры.
edgar_leitan
Aug. 2nd, 2019 06:14 pm (UTC)
Я попытался проблематизировать реальное, опытно наблюдаемое изменение основополагающих для того или иного индивидуума психических структур, а не биологической реальности. Я не отрицаю возможности такого изменения в принципе, но думаю, что в большинстве случаев религиозных идеологов и практиков оно носит лишь декларативный характер.
greygreengo
Aug. 2nd, 2019 08:38 pm (UTC)
В тот самый момент перехода от культуры, как результата деятельности индивтдуумов к статистическому усреднению по социуму, вы получаете парадокс невозможности изменения.

Общество легко может стать более читающим или более верующим или еще каким, но заставит ли это знание подвигнуть одного члена этого общества написать еще одну книгу, сказать еще одну заповедь или создать еще один шедевр какого-нибудь творчества - статистика совершенно не гарантирует.

Впрочем - даже тыкание пальцем в экран смартфона может быть полезно. Хотя бы с точки зрения развития новых устойчивых видов связей нейронных комплексов, отвечающих за работу мелкой моторики, которая раньше закреплялась навыками письменных и каллиграфических упражнений.
li_bao
Aug. 3rd, 2019 02:42 am (UTC)
Кажется это уже не первый Ваш опыт описания тщеты любых религиозных упражнений, только раньше там фигурировали иные традиции. И тогда и сейчас явно читается горечь и сожаление о таком положении вещей. Скажите, таковое сожаление есть или мне показалось?
edgar_leitan
Aug. 3rd, 2019 11:04 am (UTC)
Да, это отражает мой жизненный опыт десятков лет -- прямой и опосредованный.
Смысл я в конечном счёте вижу не в религиозной самостилизации в том или ином конфессиональном стиле, а в осознавании, в рефлексии над любым своим психологическим и интеллектуальным опытом и в способности восходить от него на метапозицию наблюдателя. Дух можно наблюдать только "сбоку", "подглядывая" за ним, но никогда не через привычную религиозную метафорику, являющуюся для большинства обычной идеологией и клиширующую речь и мышление.
Но это моё видение -- не ресентимент.
li_bao
Aug. 3rd, 2019 02:12 pm (UTC)
Стало быть Вам чуждо сожаление о том, что никакие практики не способны изменить человека, мне примстилось. Это в общем то честная позиция исследователя, ничего против не имею.

Вы совершенно не допускаете, что хотя бы часть агиографических рассказов - правда?
edgar_leitan
Aug. 3rd, 2019 09:44 pm (UTC)
Я этого не хотел бы совершенно исключать -- когда нечто было настолько давным-давно, что сказка неотличима от сна. Но я большую часть своей жизни посвятил именно религии, причём очень интенсивно, живя монахом в монастырях и других церковных общинах, а также исследовал нехристианскую духовность и её адептов. И везде я встречал всего лишь людей, с их светлыми, но ещё чаще тёмными, неприглядными сторонами. Простых людей во всех их противоречиях. Меня всегда больше всего интересовали и иногда даже трогали эти обычные люди, с их страхами, неуверенностью, механизмами защиты, с их искренней верой, но и бытовой подлостью и мелочностью, готовностью растоптать собрата. Когда я интенсивно жил этой жизнью, то жизнь моя была перидически исполнена и маленьких чудес. Что не мешало человеческому оставаться всегда тем самым, этим вот "слишком человеческим".

Но едва лишь кто-то считался "святым", то там можно было быть уверенным: человек не колеблясь бросит твою никчёмую жизнь на алтарь своего бога, оказывающегося на поверку бездушным чудовищем. Свои самые мерзкие подлости они всегда оправдывали тем, что это якобы "Божья воля". Нет, увольте меня от realized saints. От всех этих святых чудотворцев есёт несгибаемой волей другого сать, подчинив именно себе, Сатане в себе, себе как сатане, хотя они и желают думать, что Богу.
slon357
Aug. 4th, 2019 11:10 am (UTC)
*** живя монахом в монастырях и других церковных общинах, а также исследовал нехристианскую духовность и её адептов. И везде я встречал всего лишь людей***

Вообще, я вот тоже жил (не монахом, правда, послушником) "в монастырях и церковных общинах", и тему изучал плотно.
Моё твёрдое убеждение, все желающие стать кем то бОльшим чем "просто человеком" неизбежно проходят через сильные и длительные состояния специально индуцированных ( в идеале, управляемых и контролируемых извне) психических расстройств. Это имплицитно (а в некоторых случаях и эксплицитно) подразумевает и православная, и католическая и буддийская и суфийская аскетика. И шаманизм, понятное дело.
Штука эта в целом весьма экстремальная, дискомфортная и тяжелая, и способен на неё в принципе крайне небольшой процент даже и специально посвятивших себя "высшим силам" людей - монахов, и т.п. В современных же условиях (а не в ситуации, допустим, средневековья, с гораздо более легким отношением к безумию/юродству, смерти и боли) такие практики крайне затруднены и противоречат менталитету и культуре большинства людей, оттого вырождение таких традиций неизбежно.

Edited at 2019-08-04 11:11 am (UTC)
sspr
Aug. 5th, 2019 05:30 am (UTC)
+1
Александр Собакин
Aug. 4th, 2019 10:04 am (UTC)
Частая ошибка - думать, что "духовное" существует в каком-то чистом виде, оторванном от прочего, "недуховного". Это ведь абстракция, обобщение, производная если угодно. За прилагательным "хороший" должно стоять множество случаев или дел, иллюстрирующих такое определение, иначе это морок, симулякр. Как не может быть ускорения без скорости или скорости без преодолеваемого расстояния, так не может быть каких-то превосходных духовных степеней без повседневности. И, соответственно, рассуждать об этих высоких абстракциях, не сваливаясь в визионерство можно лишь постфактум.

Edited at 2019-08-04 10:04 am (UTC)
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com