?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я уже давно перестал внутренне понимать восторги, все эти охи и ахи индоманов и индофриков по поводу метафизической идеи монизма -- бездонной чёрной ямы адвайта-веданты или адептов такого сейчас модного кашмирского шиваизма. Чем монизм лучше или "выше" дуализма? То есть я, конечно, в отличие от многих эпигонов, называющих себя "практиками", неплохо знаю традиционные индийские аргументационные стратегии, все эти вещи якобы "доказывающие". Да и практическими медитациями, следуя указаниям Виджнянабхайрава-тантры и устным наставлениям моих тогдашних менторов, я тоже регулярно занимался довольно много лет и лично знавал кашмирцев, укоренённых в той своей традиции.

Всё это необычайно интересно с точки зрения занимательной этнографии и штрихов собственного бытописания. Однако чем это якобы осознание, а на самом деле просто верующее повторение максим, что "аз есмь Шива" или что "всё есть Шива", или "всё есть брахман и сат-чит-ананда", "выше" осознания (т. е. на самом деле -- повторения традиционных фраз), что "аз есмь возлюбленная гопи (проказника) Кришны"? Сформулирванная немцем, индологом и теологом Паулем Хакером идея индийского инклюзивизма всегда вывернет всё так, что правым окажется тот, кто то или иное утверждает. А в живом диспуте всегда побеждает тот, у кого лучше всего подвешен язык.

Но что же на практике? Жизнь всё расставляет на свои места. На практике (lokavyavahāra) будет то, что любая паршивая зубная боль или элементарнейшая бытовая неприятность, мелкое унижение, рядовое злословие или -- что уж вовсе стыдно -- научная критика со стороны других настолько выведут из себя рекомого "реализованного" адвайтина или "преданного", или какого-нибудь "реализованного практика дзогчена", что тот, кто минуту назад ещё втайне горделиво считал себя дживанмуктой (освобождённым при жизни) или "смиреннейшим служителем сладостного смуглого Господа", или тантриком-сиддхом (совершенным), мгновенно становится или оказывается на поверку мелочным ругателем или даже бийцей с замашками бывалого треникофорного гопника, мстительным и злопамятным орком, изрыгающим бесчисленные оскорбления или жалобы на жизнь.

Никакие духовные практики обычно не меняют людей глубинно, то есть существенных для того или иного человека психоэмоцональных гештальтов, образующих то, что в быту называется характером, а в индийском стиле что могло бы быть названо природой. А если кого-то и меняют, то присходит это столь редко и незаметно, что читаем мы об этом лишь в агиографиях, по жанру своему в корне отличных от биографий и служащих не описанию реальности, а её конструированию ради нравственного назидания верующих читателей. Духовные практики вносят в жизнь структуры и ценностные иерархии, что, возможно, и неплохо, но заставляют большинство искренне заблуждаться на свой счёт, принимая желаемое за действительное. А вот это уже более проблематично. Большинство на ощущении этого несоответствия рано или поздно, что называется, ломается, и результатом бывает горечь, опустошённость и изливаемая на других злоба.

Comments

edgar_leitan
Aug. 3rd, 2019 11:04 am (UTC)
Да, это отражает мой жизненный опыт десятков лет -- прямой и опосредованный.
Смысл я в конечном счёте вижу не в религиозной самостилизации в том или ином конфессиональном стиле, а в осознавании, в рефлексии над любым своим психологическим и интеллектуальным опытом и в способности восходить от него на метапозицию наблюдателя. Дух можно наблюдать только "сбоку", "подглядывая" за ним, но никогда не через привычную религиозную метафорику, являющуюся для большинства обычной идеологией и клиширующую речь и мышление.
Но это моё видение -- не ресентимент.
li_bao
Aug. 3rd, 2019 02:12 pm (UTC)
Стало быть Вам чуждо сожаление о том, что никакие практики не способны изменить человека, мне примстилось. Это в общем то честная позиция исследователя, ничего против не имею.

Вы совершенно не допускаете, что хотя бы часть агиографических рассказов - правда?
edgar_leitan
Aug. 3rd, 2019 09:44 pm (UTC)
Я этого не хотел бы совершенно исключать -- когда нечто было настолько давным-давно, что сказка неотличима от сна. Но я большую часть своей жизни посвятил именно религии, причём очень интенсивно, живя монахом в монастырях и других церковных общинах, а также исследовал нехристианскую духовность и её адептов. И везде я встречал всего лишь людей, с их светлыми, но ещё чаще тёмными, неприглядными сторонами. Простых людей во всех их противоречиях. Меня всегда больше всего интересовали и иногда даже трогали эти обычные люди, с их страхами, неуверенностью, механизмами защиты, с их искренней верой, но и бытовой подлостью и мелочностью, готовностью растоптать собрата. Когда я интенсивно жил этой жизнью, то жизнь моя была перидически исполнена и маленьких чудес. Что не мешало человеческому оставаться всегда тем самым, этим вот "слишком человеческим".

Но едва лишь кто-то считался "святым", то там можно было быть уверенным: человек не колеблясь бросит твою никчёмую жизнь на алтарь своего бога, оказывающегося на поверку бездушным чудовищем. Свои самые мерзкие подлости они всегда оправдывали тем, что это якобы "Божья воля". Нет, увольте меня от realized saints. От всех этих святых чудотворцев есёт несгибаемой волей другого сать, подчинив именно себе, Сатане в себе, себе как сатане, хотя они и желают думать, что Богу.
slon357
Aug. 4th, 2019 11:10 am (UTC)
*** живя монахом в монастырях и других церковных общинах, а также исследовал нехристианскую духовность и её адептов. И везде я встречал всего лишь людей***

Вообще, я вот тоже жил (не монахом, правда, послушником) "в монастырях и церковных общинах", и тему изучал плотно.
Моё твёрдое убеждение, все желающие стать кем то бОльшим чем "просто человеком" неизбежно проходят через сильные и длительные состояния специально индуцированных ( в идеале, управляемых и контролируемых извне) психических расстройств. Это имплицитно (а в некоторых случаях и эксплицитно) подразумевает и православная, и католическая и буддийская и суфийская аскетика. И шаманизм, понятное дело.
Штука эта в целом весьма экстремальная, дискомфортная и тяжелая, и способен на неё в принципе крайне небольшой процент даже и специально посвятивших себя "высшим силам" людей - монахов, и т.п. В современных же условиях (а не в ситуации, допустим, средневековья, с гораздо более легким отношением к безумию/юродству, смерти и боли) такие практики крайне затруднены и противоречат менталитету и культуре большинства людей, оттого вырождение таких традиций неизбежно.

Edited at 2019-08-04 11:11 am (UTC)
sspr
Aug. 5th, 2019 05:30 am (UTC)
+1

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com