?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Обнаружил некую шлоку-строфу из Девибхагаваты и иллюстрирующую её забавную картинку в стиле обычного для вайшнавов запугивания своих настоящих или потенциальных адептов. В виде шуточного ответа на это обычное для (практически любой) религии запугивание я сочинил следующие три санскритские шлоки. Сказка ложь, да в ней намёк...

मधु पश्यति मूढात्मा प्रपातं नैव पश्यति ।
करोति निन्दितं कर्म नरकान्न बिभेति च ॥
(देवीभागवतम्)

madhu paśyati mūḍhātmā prapātaṃ naiva paśyati /
karoti ninditaṃ karma narakān na bibheti ca //

Глупец (досл. смущённый духом) видит мёд, но не видит пропасть,
Совершает презренные деяния и не боится ада.

Мой ответ:



सततं यदि वीक्षेत प्रपातं नरकं तथा ।
लेलिहं व्यालकं चैव माक्षीकं भक्षयेत्कदा ॥१॥

satataṃ yadi vīkṣeta prapātaṃ narakaṃ tathā /
lelihaṃ vyālakaṃ caiva mākṣīkaṃ bhakṣayet kadā //1//

If somebody always sees (everywhere) abyss as well as hell, snake, and also the beast of prey, when he will be able to eat honey?


"Если видеть (везде только) пропасть,
ад, змею, а также опасного хищника,
когда же (возможно) поесть мёд?"


´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´

अधिकं चोक्तम् ॥
किंहेतोरियमाभाति निन्दितस्य च मूर्खता ।
आरणस्य तटे भुक्तिर्भीतिर्नो हिंस्रकात्सदा ॥२॥

adhikāṃ coktam:
kiṃhetor iyam ābhāti ninditasya ca mūrkhatā /
āraṇasya taṭe bhuktir bhītir no hiṃsrakāt sadā //2//

Moreover it was said:
Why it seems to be a despicable idiocy:
to enjoy (life) on the brink of the abyss,
and not (always) to be afraid of the beasts of prey?


"Отчего же это кажется глупостью презренного человека:
Наслаждаться на краю обрыва,
а не постоянно бояться хищников?"


......................................................


अपरं च ।
धार्मिको यत्र पश्येत भ्रमराञ्चैव नारकम् ।
वीरो वै भ्रामरं स्वादु कस्याहो जीवनं वरम् ॥३॥

aparaṃ ca:
dhārmiko yatra paśyeta bhramarāñ caiva nārakam /
vīro vai bhrāmaraṃ svādu kasyāho jīvanaṃ varam //3//

Apart from that:

Where the pious person sees
(dangerous) bees as well as hell,
the hero sees the sweet honey.
So, whose life is the best one?


Кроме того:

"Там, где благочестивец видит (опасных) пчёл,
а также ад, герой видит сладкий пчелиный мёд.
Так чья же жизнь наилучшая?"

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
li_bao
Aug. 5th, 2019 01:25 pm (UTC)
Хм. Герой?

Иван-дурак прямо из русских сказок (помятуя "глупец" из первой шлоки)
edgar_leitan
Aug. 5th, 2019 01:45 pm (UTC)
Или даже скорее стоик :)

Просто санскритское слово "вира" (герой) подошло тут по смыслу, а также метрически, по размеру.
edgar_leitan
Aug. 5th, 2019 01:49 pm (UTC)
На картинке -- это такая традиционная кришнаитская страшилка. К сожалению, если копнуть поглубже, как я совсем недавно убедился, за всем их видимым благочестием обычно скрывается ненависть и нетерпимость к любым альтернативным мнениям, вопиющее невежество, либо же полуобразованность, горшая любго откровенного невежества, а также злословие. Всех несогласных с их измышлениями они почитают атеистами.
li_bao
Aug. 5th, 2019 04:29 pm (UTC)
Моё, самое поверхностное, знакомство с кришнаитами позволило составить очень близкое мнение о них.
edgar_leitan
Aug. 5th, 2019 05:27 pm (UTC)
Имеются странные и удивительные исключения, но они лишь подтверждают правило.
klausnikk
Aug. 5th, 2019 01:54 pm (UTC)
Ваш текст сподвигнул меня на сочинение притчи
Два путешественника шли по краю пропасти. Дело было после дождя, почва была скользкой. Почти одновременно они поскользнулись и свалились вниз. Один в последние мгновения своей жизни злился, матерился и проклинал всё на свете — своё рождение, свою жизнь, свою внезапную столь раннюю смерть. Так и отошёл в мир иной злым и ненавидящим всё и вся.
Другой вспомнил всё хорошее, что было у него в жизни. Пролетая мимо цветка, выросшего каким-то чудом на камнях, он сорвал его и поднёс к лицу, вдыхая перед смертью его аромат и любуясь его красотой.
edgar_leitan
Aug. 5th, 2019 02:00 pm (UTC)
Re: Ваш текст сподвигнул меня на сочинение притчи
О, это прекрасно и достойно быть пересказанным на санскрите!
poluyan
Aug. 5th, 2019 02:17 pm (UTC)
а почему кобры в воде?
edgar_leitan
Aug. 5th, 2019 03:21 pm (UTC)
Ха! Я задаю себе тот же самый вопрос :))
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com