Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

In tenebras exteriores...



В качестве примера, иллюстрирующего уже не науку как таковую, но целевую аудиторию, которая в любом случае, к сожалению, будет доминировать в восприятии всяких, в том числе и чисто научных материалов об Индии и "высокой" индийской надрегиональной культуры, носителем которой выступает санскрит, в странах, где общепонятен русский язык (Россия, Украина, Беларусь).

Например, чрезвычайно активный во многих смыслах сетевой вайшнав-зилот, действующий под религиозно-партийным псевдонимом "Тривикрам Дас Анудас" (настоящее "мирское" имя известно редакции) и объятый рвением не по уму, активно занят распространение в Сети и пропагандой агрессивных бредней некоего скандально известного любому индологу индийского г-на Раджива Мальхотры, систематически и агрессивно шельмующего академическую науку, а особенно крупнейшего американского санскритолога профессора Шелдона Поллока. Кстати, пользуюсь случаем и вновь даю для интересующихся предметом ссылку на важнейшую книгу Поллока "Язык богов в мире людей: Санскрит, культура и власть в премодерной Индии".

Являясь примером не совсем безуспешного занимающегося санскритом самоучки, этот персонаж, Трёхшаговик-"Тривикрам", вместо положенных "преданному" Кришны воспеваний сладостного имени божественного кишора и отказа от любых интеллектуальных суждений (бо это грех!), поставил себе целью шельмование научного подхода как такового, называя всех скопом учёных атеистами, яростно нападая на личности и представляя себя "аутентичным носителем традиции". Разумеется, "Ведической" и единственно истинной и абсолютной. Занимаясь санскритом с нуля едва ли дольше лет трёх, этот чрезвычайно молодой ещё, но крайне самонадеянный человек уже объявляет во ВК набор на собственные курсы санскрита, приглашая туда особенно тех, кто желает изучать "духовную Ведическую традицию"!

Узнав об этом последнем обстоятельстве, я долго и надсадно смеялся. То есть вот, видимо, достаточно парочку лет самостоятельно позаниматься санскритом по индийским традиционным учебникам, заучить абракадабру десятка-другого грамматических сутр, выучить наизусть парочку шлок из Гиты, и баста -- можно открывать собственную школу! Далеко пойдёт товарищ.

На примере длительного (к сожалению) сетевого общения с этим довольно бесцеремонным персонажем я, наконец, понял и смог сформулировать, чем именно меня так раздражают люди, бесперечь играющие в свои ролевые игры, да так, что, кроме этих игр, ничего другого и нет. Они по природе своей, по душевному темпераменту совершенно неспособны занять метапозицию наблюдателя, отстраниться от предмета собственных фанатичных верований, абстрагироваться от самих себя и взглянуть на свою идеологию как бы со стороны. Это необязательно свойственно лишь русскоязычным кришнаитам из ISKCON. Наверное, это свойство фанатиков-фундаменталистов любых религий. Всякий разумно-систематический подход угрожает самим основам их шаткой веры. В разуме, т. е. в Провещении (в кантовском смысле самостоятельности суждения) они видят своего главного врага, против которого и обращены их гневные филиппики.

Будучи человеком достаточно толерантным, я нередко привечаю и фриков разного пошиба, как зоолог пестует всяких любопытных ему ядовитых многоножек, скорпионов, паразитических червей-аскарид, мотыльков-однодневок, кровососущих москитов и других небезопасных для здоровья Божиих тварей. Но вот систематического "гонева", причём не из научных, а из идеологических, религиозных соoбражений на именитого и действительно высококомпетентного коллегу я долго терпеть не буду, тем более когда от меня в ответ на все мои вежливые отмалчивания настырно требуют однозначного ответа.

Человек, который, несмотря на все свои занятия санскритом, безграничную самонадеянность и даже открытие собственных курсов санскрита после пары лет изучения языка самоучкой, не в состоянии прочитать на английском языке (я уже не говорю "понять") великолепных с научной и литературной точек зрения статей-эссе Поллока, а также если и выдаёт нечто по-русски, то чрезвычайно косноязычно и коряво, с множеством орфографических ошибок, недостоин сколько-нибудь серьёзного отношения. И посему да будет предан анафеме!

........................................

*) Определённые тезисы Поллока вроде "смерти санскрита" были критически восприняты и некоторыми западными коллегами, написавшими на знаменитое эссе мэтра свои критические ответы. Речь не о запрете на дискуссию, но на рамки, отличающие научную дискуссию и даже полемику от шельмования с стороны явных невежд и самоучек-недоучек.
Tags: индология, критика, кришнаиты, персоналии, религия, цирк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment