"О чём бы люди ни спорили — по существу, конечно, серьёзно, — они в конце концов ищут ответа на вопрос: в чём смысл жизни, для чего мы живём? Вопрос этот и составляет, в конечном итоге, тему культуры, то есть совокупности исканий, творчества, "рефлексии" человечества на самого себя, в отличие от "обывательской жизни, состоящей главным образом в поисках своеобразного забвения.
Действительно, хотил мы этого или не хотим, центральным фактом человеческого сознания, опыта и подсознания является знание человека о своей смертности. "Я умру", — по существу, это единственное безошибочное утверждение, какое я могу произнести. Всё остальное, в том числе и то, что произойдёт со мною через 5 минут, — покрыто мраком неизвестности.
Но вот этот основной факт неизбежного конца — ясен и очевиден. Поэтому есть, конечно, доля правды в утверждениях, например, антирелигиозной пропаганды, что религия питается страхом смерти, невыносимостью для человека этого непонятного, но неизбежного конца. Только к этому нужно прибавить, что ни одна религия, а в каком-то смысле вся культура, вся система "ценностей" тоже питаются этим же самым сознанием и знанием о смерти.
Можно сказать, что детство человека кончается в тот момент, когда он осознаёт свою смертность. Ребёнок этого не знает и не сознаёт. Поэтому у него есть возможность полного, беспримесного счастья, счастья, не знающего о своей мимолётности. Взрослый же человек — ... сознательно или подсознательно определяется сознанием своей смертности. Для него вопрос, что значит эта жизнь, которая кончится, приобретает решающее значение. И на последней глубине всё то, что он делает, является попыткой так или инче преодолеть бессмысленность, ужас, неизбежность этой обречённости.
………………………………………………………….
Особенность нашей эпохи не в том, что она менее религиозна, чем другие, ибо это неправда, а в том, что она, в отличие от других религиозных эпох, лишена единого объекта веры, единой системы религиозных ценностей, которые были бы безоговорочно приняты всеми. Наша эпоха, как это ни звучит странно, — это эпоха новой религиозной войны, ибо в ней сталкиваются разные религиозные идеалы, разные понимания человеческой жизни.
Прежние религиозные войны решались огнём и мечём. И мы знаем, что это решение провалилось. В наше время оно невозможно, ибо если что-нибудь можно считать доказанным, так это как раз полную невозможность истребить или замолчать идеи...
Поэтому, если сталкиваются на последней глубине разные теории о смысле и цели человеческой жизни, подлинный и свободный спор между ними всё равно окажется единственным полем сражения, и победит в этом сражении тот ответ, который сумеет обнять собой всю бесконечную глубину человеческого искания, человеческой жажды..."
Прот. Александр Шмеман, Собрание статей (1947-1983), "Русский путь": М 2009.