Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

Такая Церковь — зачем?

Мысли по следам поста в Лицекнижии коллеги, пишущего о традиции правoславной с точки зрения индуистских традиций.

Я могу задать свои неудобные вопросы с точки зрения этакого "культурного католика" (Kultur-Katholik). Не в том смысле, что ходящего регулярно по театрам и начинающего биться при звуках матерного слова в истерике, но выросшего, условно говоря, в католической культуре, хотя и в атеистической стране. Bсе последние десятилетия я наблюдаю за трансформациями РКЦ и превращения её непонятно во что. Ну вот в Римско-К. Ц. отменили, по сути, все посты как воздержание именно в пище, всё говорят о "духовном посте", а также вовсе отменили еврахистический пост. Пусть и не офицально, но по факту отменили исповедь, превратив для особо озабоченных своими "скрупулами" (болезненным самокопанием) в акт непрофессиональной квази-психотерапии и рассказывания обычно невежественному в глубинной психологии человеку о "проблемах". Отменили одежду для духовенства, особый стиль жизни монашества, кроме разве самых строгих монастырей, каких мало, отменили всякую разницу между религиями.

Отменили всякую эстетику литургических облачений, а заодно и самой литургии. Ну, латынь отменили давно. И что же, народ повалил в Церковь? Да ровно наоборот! Забиты немногие в Европе традиционалистские монастыри (напр. неплохо знакомый мне цистерцианский Хайлигенкройц в Австрии), в то время как обычные laissez-faire- (либертарианские) монастыри пустеют. Опять народ не такой, как бы хотелось! Свели все задачи Церковь к обычной гражданской благотворительности, причём в нынешней европейской ситуации -- непременно левого толка, с явным большевицким душком. "Взять всё, да и поделить!"



Нынешних клириков-семинаристов воспитывают верными проводниками политики Меркель и Сороса. Царство Божие уже не "внутри вас есть", но примитивно выражается в комфорте и количестве социальных якобы гарантий сo стороны государства. Последнее при этом, будучи в Западной Европе левцки-глобалистским, последовательно разрушает все неформальные связи между людьми (семейные, дружеские), ревниво контролируя умонастроения с помощью СМИ. На теологическом факультете в Австрии какие-то преподаватели мне в своё время объясняли, что концепция "Царства Божия" не имеет ничего общего ни с какой мистикой, но что это чисто политический идеал по справедливoму переустройству общества. Привет от Маркса!

Остаётся непонятным одно -- кому такая, прости Господи, Церковь вообще тогда нужна, если нет в ней никакого ни уникального спасения (extra Ecclesiam nulla salus), ни традиции, ни красоты? Если все "люди доброй воли, всё прогрессивное человечество" в любом случае -- "анонимные христиане". То есть все и так христиане, просто они об этом ещё не догадываются. Вот вам, кстати, и ростки нарождающегося псевдохристианского инклюзивизма, посаженные Карлом Ранером. Весь же курс Церкви состоит в бесконечном "изменении и приспособлении под запросы мира". Отсюда и мой вопрос -- для чего тогда?

Лично я за максимально милосердное и спокойное отношение к человеку, как он есть, во всей его грешности, со всеми его слабостями характера и данностями физиологии. И я даже не против всех этих брюхастых Пачамам в окружении их конкретной индейской паствы и шаманов. Но к чему это последовательное и тотальное уничтожение вообще всего, что хоть сколько-нибудь напоминает непрерывность традиции? Хотя эта "непрерывность" -- во многом и условная конструкция, идеализированно-романтический взгляд назад. Я это прекрасно понимаю. Также весь этот примитивный синкретизм, бесконечные коллективные извинения и показные покаяния за поколения, жившие столетия назад, да и прочее всякое меня убивает наповал. Хотя откуда это, понятно. Всё того же рода, что и "Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революция дальше".

Практическая невыполнимость Заповедей блаженства из Нагорной проповеди, как и текстологические сомнения, а было ли КАЖДОЕ слово в Евангелиях действительно словом "исторического Иисуса" (разумеется, нет) -- ещё не повод отменять эти заповеди как идеалы, дающие вертикальное измерение нашей жизни, её "maps of meaning", куда можно иногда ненароком поднять свой тоскующий взгляд, если оторвать его на минутку от уютной и привычной грязьцы здесь, у нас внизу. Как ни странно, но иногда это самое Царство Божие прячется в тщательно подавляемой, но неизбывной тоске по утерянному верху. Почему люди и бегут бéгом в те религии, откуда эти измерения пока не вытурили, отрясая со стоп своих ядовитую пыль новоповапленного католичества его главного косметолога, монсеньора Бергольо.

Впрочем, я хорошо понимаю, что сейчас набегут люди из России, считающиеся "либералами" (а по-западному "леваками", которые на самом деле -- полная противоположность либералов в классическом стиле: свирепо толерантны, но при этом дико нетерпимы к инакомыслию) и привычно уже обвинят меня в "мракобесии". Они вообще всех шельмуют мракобесами и/или фашистами. Всех тех, кто им не по душе.

А если набегут российские "государственники", т. е. убеждённые сторонники чекистого режима, до неразличимости спаянного и с красным серпасто-молоткастым знаменем, и с государственной РПЦ, то снова окажется, что я совсем не "ихний". Вот и выходит, что более-менее понять мои неразрешимые недоумения смогут разве что мои ровесники или люди чуть постарше, кому за полтинник лет, неравнодушные к церковному, а не интеллигентски-булгаковскому марципанно-фэнтезийному христианству, понимающие толк в разных религиях, давно живущие волею причудливых судеб в Западной Европе, но выросшие в СССР. Знавшие и другую Европу, Европу 1980-х и 1990-х, и совсем-совсем другую Церковь, которая представлялась в тогдашней советской духоте сияющим островом духовной и интеллектуальной свободы. Поэтому хорошо понимающие цену этой свободы, поскольку выросли в тоталитарной стране. С ясностью ночного кошмара видящие то, что Европа идёт тем же самым гибельным путём строительства тоталитарной утопии, a Церковь сделалась идеологическим довеском левацкого государства.

Таких людей немного, но они естъ. Они не лучше или хуже прочих. Просто они другие, и мы понимаем друг друга. По крайней мере, мне хотелось бы так думать. Сознание этой рассеянной по миру общности помогает выносить ощущение непроходимой зияющей пропасти мeжду собой и всеми остальными.

P. S. Всё очень непросто. У меня нет ни ответов, ни контрпредложений на большинство из этих мучающих меня вопросов. Однако это не значает, что и самих вопросов тоже нет.

Никак не видя себя в роли Папы, даже гипотетически, я гораздо лучше, однако, вижу в ней всё ещё светлого умом образованнейшего теолога, хоть и совсем старенького уже Бенедикта XVI, но никак не [вычеркнуто самоцензурой]...
Tags: Европа, Церковь, католичество, личное, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments