Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

О церковном кризисе как кризисе метафизическом

В разговоре о кризисе ордена иезуитов меня спросили, чем он был вызван. Как и многие аспекты церковного кризиса, Вторым Ватиканским Собором и последовавшей за ним Генеральной конгрегацией ордена под руководством генерала Педро Аррупе. Что изменилось в Церкви?

Кардинально изменилось всё, и прежде всего понимание Церковью самой себя. Потому как если неверен тезис, что Extra Ecclesiam nulla salus ("Вне Церкви нет спасения"), тогда выходит, что и сама Церковь особо как-то и не нужна. Музеем она быть явно не хочет, а "Столпом и утверждением Истины" уже, видимо, не может. Ну а для благотворительности много всяких альтернативных возможностей. То, что началось вроде как за здравие (Ватикан-2 и "обновление Церкви"), завершается явно за упокой: приходом папы, которого острослов мог бы назвать одновременно коммунистом и язычником. То, что многим кажется разрушением закосневших институций и коррумпированных структур, непременно поведёт к дальнейшему разрушению остатков церковной традиции.


Возможно, что проблема Церкви носит системный характер, т. е. была заложена изначально, в самой этой претензии Церкви на единственность пути. В Индии, где такой претензии нет, как нет и института папства, как-то попроще. Путей к Трансцендентному множество, и никто не владеет монополией на всю целостность. Хотя, возможно, не без влияния западных идей и социальных институтов возникли течения, претендующие на "высшую истину" (нео-адвайта).

Если, согласно Ранеру, все добропорядочные нехристиане по умолчанию являются "анонимными христианами", тогда зачем вообще возвещать Благую весть? Какой в этом смысл? Если "ада нет и быть не должно и не может", тогда нет и спасения. Спасение -- от чего? От страдательности бытия никакая Церковь не спасает, а потустороннее схлопнулось до ряда традиционных библейских метафор, лишённых метафизического содержания и опытного переживания. Потому как нынешняя общепринятая, по умолчанию, "анонимная метафизика" уже не отличается от изложенной в школьных учебниках "физики", слилась с нею в одной чёрной дыре, куда канул и прежний ад, и некогдашние райские кущи.

Альтернативной этому кризису метафизики будет уже не прежнее благородное credo ut intelligam, но credo quia absurdum, вера вoпреки рациональному пониманию. Все эти безудержно совокупляющиеся с шахидом девы, гуляние под деревьями потустороннего города-сада и возлежание бестелесных сущностей у пиршественных столов. Физика, в отличие от мeтафизики (если корректнее, то метафизической реальности), постоянно доказывает свою состоятельность -- хотя бы тем, как, с помощью чего и где именно я все эти рассуждения пишу и публикую. Взрывы же верящих в нарративы двухтысячелетней давности доказывают не действительность метафизической реальности, но действенность этих идей на сознание, растерянное перед лицом потери обоснованной разумом веры.

Ощущая все эти вопросы без ответа, Церковь (если точнее, христианские конфессии) в Европе кинулись в чистую политику, с наивностью защищая именно левые идеи, разрушение границ и светский, антицерковный глoбализм, а вместе с этим, парадоксальным образом, и способствуя исламизации континента,то есть замене секулярного, постхристианского глобализма на фундаменталистский религиозный.

Вообще, в этой идее "анонимного христианства" заложено некое высокомерие. Почему бы не считать, что это христиане являются, к примеру, анонимными буддистами? И всё же я полагаю, что на какие-то "конечные" вопросы, предметом которых является Запредельное, не может быть в наше время достоверных ответов. Традиционных нарративов много, самых разных и самых противоречивых, а нарратив физический, "научный" -- это холод и беспросветность чёрной дыры. Лишая последней надежды, его трудно воспринимать утешительным, создающим смысл.

Странное соображение: понимание этого и страдание от этой мысли может оживить и вернуть в сферу психологического опыта такую давно позабытую традиционную добродетель, как смирение.
Tags: Церковь, религия, философия, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments