?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Есть ли нечто общее между занятием философа и жизнью сознательного религиозного практика, который в своём пределе всегда мистик? Сходство видится в метафоре "внутреннего делания", призванного постепенно преобразовывать сознание и жизнь человека во всех её проявлениях. В чём различия между ними?
Вниманию заинтересовавшихся Читателей предлагается наш субботний очерк.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
ex_quicknqu624
Apr. 11th, 2009 05:55 am (UTC)
Спасибо, как всегда интересно. И у меня как всегда свои пять копеек :)
Статья делает основной упор жизни во Христе на культовой, ритуальной стороне вопроса. Мне же это видится скорее как "бытие исходя из положений своей веры". То есть вначале мы исследуем мир, затем сталкиваемся с непознаваемостью некоторых его сторон. Затем идет выбор того как к этому относится. Большинство топчется на месте в страхе и нерешительности или мечется в поисках наиболее удобного и приятного толкования. Последовательный искатель изучив возможные варианты может выбрать один из них и в дальнейшем действовать так, как если бы то что он выбрал было правдой. Мне очень нравится приводить в пример эту статью. Ритуал в связи с этим видится мне как постоянное и последовательное напоминание о своем выборе и его испытание размышлением и новым опытом.
edgar_leitan
Apr. 11th, 2009 02:10 pm (UTC)
Нет, я имел в виду не совсем это. Культовая и прочая практическая сторона, как я подразумевал, отличает полноценное "делание" в религиозном смысле от чистой работы с сознанием, как это у философа (в идеальном, конечно, варианте). Не знаю, может, Вам и показалось, что я делаю упор на культе, хотя на самом деле я имел в виду его просто как одно из измерений, не более того. Конечно, Евхаристия в христианстве дело первостепенное, её не заменишь какой-нибудь медитацией. Просто иначе это будет уже не христианство, а что-то другое...
Другое дело, что у многих культом + в лучшем случае какими-то бытовыми моментами всё и ограничивается.
С другой стороны, "с сознанием работает", например, и тантрический йог. Внешний ритуал тут может быть, но не обязательно, он может быть целиком интернализирован. Но я писал больше для тех, кто ничего не знает о тантре и всяких таких эзотерических штучках, да и о христианстве едва ли что-нибудь адекватное.
Мне хотелось в своём очерке наметить несколько мыслей не "о большинстве" (это не совсем интересно, потому что слишком предсказуемо...), мне просто хотелось подумать о сознании смерти как о том, что объединяет религиозного "делателя" (мистика) с делателем философии сознания. Всё-таки Страстная Пятница была вчера, а сегодня в ночь Пасха (по католическому, разумеется, календарю). Но ведь Вы, кажется, "по происхождению" католик. Пользуюсь здесь случаем и поздравляю с наступающим Праздником!
ex_quicknqu624
Apr. 11th, 2009 02:56 pm (UTC)
Спасибо, Эдгар :)
Католик я плохой, давным-давно уже не исповедовался и не причащался. Но причастность все равно чувствую. Пожалуй что и загляну сегодня украдкой на всенощную. Светлого нам всем праздника :)
edgar_leitan
Apr. 11th, 2009 04:09 pm (UTC)
Знаете, именно от "хороших" то и дело ждёшь каких-нибудь гадостей :) Лучше уж знать своё скромное местечко, а потом кто знает, куда "Хозяин" возьмёт да пересадит: помните, как в той притче?
Во всяком случае, мне по шеям всегда доставалось как раз от "хороших католиков". В них порою как-то недостаёт ни милосердия, ни даже элементарной терпимости, зато законничества хоть отбавляй. Но может быть, я слегка передёргиваю...
Сходите, сходите... Это такая особенная ночь...
blikin
Apr. 11th, 2009 06:05 am (UTC)
благодарю
весьма полезно.
edgar_leitan
Apr. 11th, 2009 01:57 pm (UTC)
Re: благодарю
Спасибо!
triglochin
Apr. 12th, 2009 03:04 pm (UTC)
Интересная статья - уже как-то ожидалось размышление на эту тему :) У меня, как всегда, вопросы...

Про, пожалуй, единственного знакомого мне человека, который своеобразно объединяет оба "подхода" я бы сказала, что oн "богословствует как дышит" (что не значит - "без усилия") - если знаете про Анну, из книги, которая была знакома с Мистером Богом - вот примерно так, только без математики... Это я к тому, что хочется спросить: есть ли место в таком сравнении богословию - может, стоит уточнить, что богословию в широком смысле? И тут же - не придется ли признать, что от практики оно не отделяется, хотя возможны различия в "пропорции"?.

И вот что еще пришло в голову: практика - это только ли обрядовая и аскетическая практика, или есть еще и другая? Как бы сказать - сама жизнь, как действие (очевидно, до конца не отделимая от мысли, поскольку она человеку свойственна)?

Наверно, у меня не очень-то получается высказать то, о чем думаю :) философ из меня никакой, да и практик, по совести, не очень - впрочем, трудно какой-то опыт выразить в заранее заданных определениях и сравнениях, может даже и не стоит.
edgar_leitan
Apr. 12th, 2009 10:11 pm (UTC)
То, о чём Вы годворите -- это как раз традиционное святоотеческое понимание богословия. Св. Отцы как раз, кажется, соединяли все эти подходы, были и "философами", и "мистиками", и "практиками" христианской жизни. А из них сейчас, по-моему, каких-то идолов делают, каждое слово которых священно и неприкосновенно...
Именно, "сама жизнь как действие", тут Вы совершенно правы.
Про книгу, которую Вы упоминаете, только краем уха что-то слышал, но не читал.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com