Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Новый Папа



Я не очень глубоко разбираюсь в кинематографе как в искусстве. Поэтому сериал "Молодой Папа" стал для меня событием не столько кинематографическим, сколько духовным. Тем, что сродни религиозному Откровению, парадоксальным событием веры. Полыхающий терновый куст на каменном склоне посреди безводной пустыни. Всё это было неожиданно, так как целиком я все эти серии посмотрел лишь со второй попытки.



А потом я прочитал несколько интервью с режиссёром Паоло Соррентино, ожидая от него хоть сколько-нибудь глубокого анализа церковного кризиса и внятного рассказа о своей художественной задумке, но не нашёл ничего, что я мог бы назвать толковым. Видимо, интуитивный художественный гений Соррентино и великолепная игра актёров оказались гораздо сильнее умения режиссёра внятно рассказать о своём фильме, кроме выдачи набора каких-то клише или отдельных наблюдений времён своей юности. Этой невнятностью Соррентино напомнил мне Тарковского, фильмы которого значат для меня очень много, но опубликованные интервью с которым неизменно вызывают раздражение и досаду.

Я очень надеялся, что Соррентино остановится на первом сезоне, так и оставив зрителя в неведении, умер ли главный герой или нет. Послевкусие после просмотра -- ощущение чуда и еле сдерживаемые слёзы. Несмотря на все отдельные обсценные и вообще двусмысленные сцены фильма. А может, и именно благодаря им, из-за чего, по счастью, не вышло нагромождения житийного сусального золота, сдобренного приторной патокой назидательности, как в фильме Лунгина "Остров". Ведь прекрасное видится таковым именно на фоне уродливого или повседневной банальности.

Увы, второй сезон ("Новый Папа") всё же был снят, оправдав мои самые мрачные предчувствия. Разумеется, всё это с кинемaтографической точки зрения безукоризненно и эстетически красиво, даже жуткие заставочные сцены с лесбийскими оргиями монахинь (кто говорит, будто Дьявол уродлив, а не дьявольски красив?). Всё наполнено символами, намёками и перекрестными отсылками. Актёрская работа на высоте. Особенно замечателен Сильвио Орландо в роли кардинала Войелло. Такая очень узнаваемая, но и противоречивая фигура. Необычайно смешно режиссёр потешился над нынешним и. о. понтифика монсеньором Бергольо, выведя явно его в виде гротескного, глуповатого и мстительного Папы Франциска II. Хорош и Малковиц, чего я от него не ожидал, зная по другим фильмам.

Однако ощущение деликатно поданного вторжения чуда и тихой, светлой надежды вопреки всему, что я знаю о нынешней Церкви, оставшееся от первого сериала, развеялось в пыль. И даже прекрасный, грустный и светлый эпизод, связанный со смертью мальчика-инвалида Джироламо и проповедью его друга кардинала Войелло на его пышных, государственных похоронах (это единственный солнечный просвет в фильме, не считая самого последнего эпизода, когда мы видим, что новым Папой становится коварный, но и глубоко человечный Войелло), не спасает сериал в целом. Да, получился годный и красивый триллер, где много всего, а вот события веры не получилось. Оно просто не случилось. По крайней мере для меня. Осталось стойкое ощущение досады, но также и возрастания в грустном понимании. Видимо, и правда Дух дышит, где и когда хочет.
Tags: исповедальное, католичество, кино, события, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments