Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Categories:

Венскому профессору-индологу, академику Герхарду Оберхаммеру 80 лет



Восьмидесятилетие нашего профессора на покое, академика Герхарда Оберхаммера — событие, которое вряд ли в этой жизни ещё раз повториться… И это лишний повод вспомнить некоторые ключевые моменты из истории нашей знаменитой кафедры, а также ещё раз порадоваться этой замечательной возможности здесь учиться и лично застать так много крупных личностей, небезызвестных в истории мировой науки.


Нынешняя кафедра Южной Азии в Вене уходит своими корнями в 19-й век, к 1845 году, когда в Вене впервые была создана кафедра "древнеиндийской филологии и индийских древностей" под началом профессора Антона Боллера. Профессор Боллер, как и его преемник проф. Фридрих Мюллер были прежде всего сравнительными языковедами и своей первоочередной задачей видели написание санскритской грамматики для учащихся, а также обучающихся самостоятельно.

10 октября 1880 г. кафедру занял один из крупнейших индологов 19 века, Георг Бюлер. Русскому читателю-индологу он известен прежде всего как автор учебника санскрита, по которому, кажется, в России санскрит до сих пор преподают. Также школа Георга Бюлера важна для российского востоковедения тем, что у него 2 года, в 1890-е гг., учился буддолог, индолог и тибетолог, пионер в исследовании буддийской философии Фёдор Ипполитович Щербатской.

Расцвет венской индологии начинается именно с деятельности Георга Бюлера в качестве руководителя кафедры. До этого он работал много лет в Индии и сделался общепризнанным знатоком в индийской эпиграфике, палеографии, правовой традиции (дхармашастре), поэзии и исторической литературе.

Увы, мне до сих пор не довелось установить, где именно располагался тогдашний "Институт Ориенталистики", в котором Щербатской учился у Бюлера. Наша теперешняя заведующая (проф. Карин Прайзенданц), хотя и изучала архивы, кажется, этого не знает. Может быть, со временем удасться раздобыть в архивах какие-нибудь упоминания о Щербатском, или документы, связанные с его стажировкой в Вене в институте (т. е. на кафедре) Ориенталистики.

Бюлер был одним из отцов-основателей знаменитого научного журнала "Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes" ("Венский Журнал Востоковедения"), который продолжает выходить и в наши дни на нашей кафедре под названием "Wiener Zeitschrift für die Kunde Südasiens" ("Венский Журнал Южноазиатских Исследований" WZKS).

В 1898 году Г. Бюлер трагически погибает на озере Bodensee. Через год кафедру занимает исследователь-ведолог Леопольд фон Шрёдер. Помимо его книг и циклов лекций по разным аспектам ведических традиций, до сих пор по-немецки издаётся и переиздаётся его перевод Бхагавадгиты.

После 1920 года (когда умер Леопольд фон Шрёдер) последовало несколько попыток занять вакантную кафедру, которые были по разным причинам безуспешными. Ориенталист Бернхард Гайгер, будучи в большей мере иранистом, нежели индологом, несколько лет исполнял должность руководителя кафедры.

В 1928-29 гг. на кафедре начинает преподавать приобретший позже всемирную известность Эрих Фраувалльнер, в то время ещё учитель классических языков в венской гимназии, лишь позже занявшийся санскритом и преуспевший, особенно на поприще новаторских исследований индийских философских традиций. В 1942 г. Э.Фраувалльнер становится ординарным профессором и директором Института Ориенталистики (или может быть, по русски лучше сказать — кафедры востоковедения Венского университета).

В 1945 г., после окончания войны, Э. Фраувалльнера выгоняют с его поста директора кафедры по причине членства в NSDAP, а через 2 года эта мера заменяется досрочной пенсией. Однако в 1951 году он вновь получает разрешение министерства преподавать в университете. Несколько лет до этого он усиленно продолжает заниматься индийской философией, исследует тексты, и эту деятельность увенчал выход первого тома его знаменитой "Истории индийской философии" в 1953 году. В 1955 году усилиями Фраувалльнера создаётся кафедра индологии, и в 1960 г. Эрих Фраувалльнер становится её первым ординарием (заведующим).

С этого времени венская кафедра индологии получает новый импульс развития и выделяется особое направление, в котором венская кафедра будет лидировать в мировой "классической" индологии — изучение индийских философских традиций. Значение подхода Э. Фраувалльнера к изучению индийского философского наследия заключается в его строгом филологическом методе как основе дальнейшей философской интерпретации, а также в применении исторически-сравнительного метода.

Особое рассмотрение в трудах Фраувалльнера получила философия буддизма, а также исследование взаимного влияния различных индийских философских традиций друг на друга. В своём двухтомнике "Истории индийской философии", а также в книге об "Истории философии буддизма" Фраувалльнер разрабатывает свой материал и делает широкие выводы, исходя почти исключительно из собственного многолетнего занятия первоисточниками.

Как студент "его" кафедры могу сказать, что на многих философских семинарах мы теперь понимаем, что некоторые из его широких и общих выводов были, возможно, слишком поспешными или недостаточно обоснованными. Но для своего времени это было подобно почти невероятным откровениям, и достаточно убедительным для тогдашнего знания текстов и рукописных традиций. Авторитет Э. Фраувалльнера до сих пор ощущается на нашей кафедре как всё пронизывающая реальность, в гораздо более сильной степени, нежели в России чувствуется авторитет Щербатского. Учеников Щербатского давно нет в живых, в то время как живы и здравствуют прямые ученики Фраувалльнера — профессора (и академики — действительные члены Австрийской Академии Наук) Г. Оберхаммер и Э. Штайнкелльнер в Вене, и профессор (академик) Л. Шмитхаузен в Гамбурге.

Герхард Оберхаммер сменил Э. Фраувалльнера на посту заведующего венской кафедрой индологии в 1964 г. Будучи прямым учеником Фраувалльнера, он расширил его подход филологический подход к индиской философии вопросами герменевтики религиозных и философских традиций, а также диалогом индийских религиозных традиций с христианством. В этой связи им была создана, при помощи и поддержки знаменитого венского кардинала Франца Кёнига "библиотека Де Нобили" (Publications of the De Nobili Research Library). Во время ординариата Оберхаммера кафедральная библиотека стала частью университетской библиотеки Венского университета. В настоящее время библиотека насчитывает свыше 30 тысяч томов (!). В 1990 г. под руководством Оберхаммера кафедра организовала VIII Всемирную Санскритскую конференцию, в которой приняли участие св. 600 учёных со всего мира.

Профессор Оберхаммер вышел на пенсию в 1997 году, я ещё застал его в качестве профессора в первые годы учёбы на кафедре индологии, хотя и не мог ещё тогда принимать участие в его философских семинарах.

В 1999 году пост заведующей кафедры занимает Карин Прайзенданц, ученица проф. A. Wetzler, W. Halbfass и Shrinivasan. По типу своего образования (её специализация — история индийской философии с особым акцентом на теории познания и натурфилософии) и подхода к интерпретации индийских философских традиций она вполне может считаться принадлежащей традиции Фраувалльнера. С её приходом кафедра расцвела во многих отношениях, и Вена ещё в большей мере стала одним из центров мировой индологии.



Проф. Карин Прайзенданц открывает чествование юбиляра, своего коллеги и предшественника.



Слово академика Э. Штайнкелльнера, создателя венской кафедры тибетологии и буддологии и многолетнего директора НИИ Австрийской АН: "Kultur- und Geistesgeschichte Asiens" (Институт истории культуры и мысли Азии).



Ученики Г. Оберхаммера -- доценты Рок Мескита, Утц Подцайт и Dr. Химал Трикха.









Наши знаменитые венские академики -- Эрнст Штайнкелльнер и Герхард Оберхаммер, ученики Эриха Фраувалльнера.





Хозяин сего ЖЖ, присоседившийся к знаменитостям...

Tags: Вена, востоковедение, наука, университет
Subscribe

  • О чтении

    Читаю вот в Лицекнижии заметки некоторых своих русскоязычных френдов-многознатцев и изумляюсь. Ну как же и когда именно люди умудряются столь…

  • О карантине и психологических типах

    Читаю во френдленте растерянные жалобы типичных психологических экстравертов: сетования на то обстоятельство, что вот их посадила на карантин, и…

  • Наблюдение

    Читаю записки российских френдов о русской культуре. В очередной раз с раздражением понимаю: В России или, шире, в поле русской культуры,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments