?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Сразу хочу предупредить: эта заметка содержит в себе недавно сделанные во францисканском подземном склепе фотографии, могущие эстетам показаться "не очень". Поэтому приглашение заходить под кат (cut) только тем, кто этого действительно желает...


Каждый, кто вышел из возраста молодости, вступив в пору зрелости, а особенно люди, чьи дни приблизились к "исполнению", все они знают, насколько быстро пролетает наше время, насколько эфемерно земное существование.

Малые и более значительные потери, сопровождающие всю нашу жизнь, а попутно ухудшение здоровья, ослабление памяти, обернутся самой большой потерей — самой жизни, по крайней мере в этом теле.

Все наши потуги питаться т. н. "органической" или "здоровой" пищей, желая прибавить себе хоть малую толику наземных дней, в конечном итоге будут посрамлены. Удел аскета, питающегося "здоровыми" и при этом невкусными корешками, и судьба гурмана, одержимого чревобесием, сходны своим завершением. Удел этот известен и прекрасно описан в Джаравагге ("главе о старости"), в известном буддийском произведении Дхаммападе.

"Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом — смерть".

Когда-то в детстве день шёл за год, столько всего нового могло за этот день произойти. Свежесть восприятия ещё не притупилась, неизведанного было гораздо больше, чем знакомо-надоевшего. Под середину жизни восприятие уже другое. Время ужимается в засасывающую воронку; глядишь, как бы на начатом когда-то хотя бы нечто построить, и опасаешься крупного нового начала. Зная, что конец всё равно один, и не так долго его ждать...

Множество малых и более крупных потерь (надежд, планов, друзей...) в течение всей жизни, казалось бы, должны постепенно к смерти готовить. С торчки зрения основных традиционных религий (а может быть, и вообще всех религий), острое осознание своей конечности, смертности, должно отвратить от сиюминутных удовольствий и привлечь к усиленной религиозной практике. Таков настрой в буддизме, таково отношение к жизни — в "традиционном" (не модернистском!) христианстве.

Но не так в реальности — для очень многих. Привычки, рутина, пристрастие к чувственности или просто к самому элементарному комфорту заставляют "думать о душе", лишь когда действительно прижмёт. Обострения болезней, особо сильные разочарования... Как часто оказывается, что, несмотря на всю нашу внешне декларируемую веру (православие, католичество, иудаизм, буддизм, ислам...) живём мы на самом деле вполне себе материалистами!

Помимо внешних туристических целей (поглазеть на экзотику в стиле "macabre"), можно использовать такие экстравагантые экскурсии в какую-нибудь подземную монастырскую крипту-склеп и для размышления о нашей всеобщей земной телеологии (то есть того, к чему все придём). Ну, а наполнить разворачивающийся визуальный ряд идейным содержанием предоставляется каждому в частном порядке, в зависимости от веры или неверия (в потустороннее) каждого.

Мне же лично наиболее близки следующие рассуждения св. Архиепископа Иоанна (Максимовича):

"Всякий, желающий провести свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии... Ничего лучшего и большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая их на Литургии. Это им всегда необходимо... Душа чувствует молитвы, приносимые за неё, и благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них всё, что мы можем, помня, что "блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"(Мф. 5,17)".




Вход в крипту францисканского монастыря (1,Wien, Franziskanerplatz).



Современные захоронения.



В ожидании новых поступлений...



Здесь захоронены останки, найденные после сравнит. недавних раскопок, которые невозможно было идентифицировать.





Сохранившиеся таблички с именами. Судя по надписям, 18-го века.



Здесь же имеется алтарь, где служатся заупокойные службы.



Осколки всяких древностей, найденные при раскопках и ремонтных работах.





























Древние францисканские сандалии (Средневековье?..).













Очень популярный в Средневековье и в начале Нового времени сюжет в сакральном искусстве -- т. н. "Танец смерти". Символизирует равенство всех общественных слоёв и классов, а также индивидуумов перед неотвратимым концом.



Comments

( 22 comments — Leave a comment )
pevchaya_ptiza
Jul. 9th, 2009 05:12 am (UTC)
Насчёт "Танца смерти" - вспомнилась тетралогия Мусоргского "Песни и пляски смерти" на стихи Голенищева-Кутузова, где Смерть забирает юную деву, пьянчужку и младенца, а в четвёртой песне в качестве полководца устраивает смотр погибшим армиям. Пробирает, знаете ли, особенно в исполнении Бориса Христова. Если попадётся где-нибудь, советую приобрести.

Что же касается отношения к телу и его земной жизни, то древний аскетизм кажется мне другой крайностью, отдающей платонизмом. Такое впечатление, что древние отшельники старались убить себя ещё до смерти - по крайней мере, восхищённые повествования Иоанна Лествичника именно об этом. Я для себя приняла концепцию Франциска Ассизского, отлично развёрнутую Льюисом: тело как frater asinus, на котором нам надлежит доехать до Небесного Царствия. Осёл должен быть взнуздан, управляем, в меру сыт и здоров :)

Да, современная культура всячески огораживает людей от "травмирующих" впечатлений и размышлений. А я считаю необходимым погулять с ребёнком по кладбищу, а с подростком сходить в отделение с тяжелобольными, а ещё лучше в хоспис, а ещё лучше дитю там поработать с месяцок волонтёром, чтобы в тинейджерской башке правильная система ценностей установилась.
edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 11:13 am (UTC)
Я тоже не сторонник неоплатонического или манихейского отношения к телу как к тяжёлой и вредной обузе. Это отдаёт уже не совсем христианством (вернее, совсем не-христианстом -- как я его понимаю). Мне кажется, в современом православии, особенно где-нибудь на Афоне, именно такое отношение господствует и сейчас.
В раннебуддийских трактатах мы читаем именно такие медитации, подобно приведённой из Дхаммапады. Но это ведь только для самого новоначального, чтобы возбудить в нём отвращение к чисто земным установкам и подвигнуть на активную практику. Мне самому близко умерено-добродушное отношение к телесности. Правда, проблемы начинаются тогда, когда брат-осёл начинает болеть...
Когда я работал в школах преподавателем религии, то пробовал ради эксперимента темы о смерти и подобном. Многим подросткам было чрезвычайно интересно, но некоторые ужасались и спрашивали, а какое отношение всё это имеет к религии!
То, что Вы описываете, думаю, многим тинэйджерам могло бы башку поставить на место и включить в систему восприятия кое-что ещё, кроме гормонов... Жалко, что всё это практикуется чрезвычайно редко.
jacopone_da
Jul. 9th, 2009 05:35 am (UTC)
Сандалии хорошие, крепкие. Рада за неизвестного францисканца. Спасибо)))
edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 11:16 am (UTC)
Ну так это Средние века. Тогда умели вещи делать... :)))
anton_gelyasov
Jul. 9th, 2009 06:47 am (UTC)
Спасибо!

очень интересно!

скажите, а как вы попали в оный монастырь? у вас там знакомые?
edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 11:15 am (UTC)
Да, у меня там близкий приятель проживает, и я частенько захаживаю в гости. А вообще я сам был в своё время несколько лет в бенедиктинском монастыре...
anton_gelyasov
Jul. 9th, 2009 11:28 am (UTC)
мммммм!
edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 11:31 am (UTC)
У меня картинки внутренностей этого францисканского монастыря в предыдущем посте, где о францисканцах и вообще об орденах.
anton_gelyasov
Jul. 9th, 2009 11:35 am (UTC)
да, я смотрел вчера, но бегло.....

вообще, францисканцы мой любимый орден...
завидую вам! в такой красоте находитесь!
edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 11:38 am (UTC)
Я сам как-то в последние годы начал себе завидовать. Или скорее, ещё больше ценить...
astrotante
Jul. 9th, 2009 07:48 am (UTC)
Ochen' interesno!Moja rabota svjazana s temoj "Smert'"http://www.maria-hilf-hegne.de/site/ (nashla Vas sluchajno;-)
edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 11:24 am (UTC)
herzlich willkommen!
Вы работаете в Германии, в доме для престарелых, или Вы пишете что-нибудь "академическое" на тему смерти? Замечательная и очень нужная работа, в Altersheim. Добро пожаловать в этот ЖЖ! :)
f_ja
Jul. 9th, 2009 07:53 am (UTC)
один гроб улыбается (9 фотография снизу)
edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 11:18 am (UTC)
Ну да, он же исполнил своё предназначение... :) И в его зеве виднеются останки его обитателя...
nigdeja
Jul. 9th, 2009 10:21 am (UTC)
В капуцинском монастыре на Сицилии видела подобное - мумифицированные тела людей, кажется, 18 в. Честно сказать, совсем не думалось о смерти. Поскольку хорошо сохранилась одежда, интересно и легко было представлять их живыми. Может быть, они на это и рассчитывали :)
edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 11:29 am (UTC)
Капуцины, кажется, вообще самые большие любители выставлять своих давно покойных собратьев в сушёном виде на всеобщее обозрение :)) В Риме имеется какая-то (знаменитая, только я забыл, как именно называется) капуцинская церковь, где всё подземелье выложено разнообразными орнаментами из костей: есть в этом какая-то даже дикая красота! А в Брно я был как-то тоже в капуцинском храме, так они там выставили множество своих мумий на обозрение... В Вене капуцины владеют Kaisergruft, то есть склепом, где похоронены члены императорской фамилии: одно из туристических мест...
nigdeja
Jul. 9th, 2009 12:35 pm (UTC)
Самое крупное "хранилище", кажется, в Палермо, в капуцинских катакомбах. Такой вид погребения, по сути, был веянием моды, своеобразной приметой роскоши. А сейчас существуют престижные кладбища, не далеко мы ушли :)
edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 05:01 pm (UTC)
Кажется, это всё-таки было связано больше с "памятью смертной" (традиционной для монашества темой), чем так особенно славны капуцины и камальдоли. Memento mori! Тогда вспоминали, что мы все когда-нибудь помрём, а сейчас всё больше удержать хлипкую память хотят, да припудрить лики смерти. Если мы куда и ушли, то никак не в сторону бОльшей глубины...
man_inthestreet
Jul. 9th, 2009 04:05 pm (UTC)
Те, кто при жизни ел органическую еду - разложатся практически без остатка, а от тех кто не ел - останется свинцовый или ртутный песочек, который будет вредить другим людям и природе ))))))))))))))))))
edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 04:58 pm (UTC)
Кто кушал нормальную еду, от тех останутся косточки, которые можно будет выставлять в музеях. Тоже польза людям! А ртуть, так же, как и свинец, вернутся обратно в природу, где они были до этого... Круговорот веществ!
free_logic
Jul. 10th, 2009 10:29 am (UTC)
А когда был основан этот монастырь? Зачем на гробах рисуют кости?
edgar_leitan
Jul. 10th, 2009 08:28 pm (UTC)
Монастырь там существует с 12-го или 13-го века, фасад здания и церковь перестраивались в стиле ренессанс начиная с 1600 г. А насчёт костей, по-моему, понятно: неужели же там можно ожидать какие-нибудь цветочки или зверушек? Ну а потом, мода была такая, гробы разрисовывать.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com