?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Сразу хочу предупредить: эта заметка содержит в себе недавно сделанные во францисканском подземном склепе фотографии, могущие эстетам показаться "не очень". Поэтому приглашение заходить под кат (cut) только тем, кто этого действительно желает...


Каждый, кто вышел из возраста молодости, вступив в пору зрелости, а особенно люди, чьи дни приблизились к "исполнению", все они знают, насколько быстро пролетает наше время, насколько эфемерно земное существование.

Малые и более значительные потери, сопровождающие всю нашу жизнь, а попутно ухудшение здоровья, ослабление памяти, обернутся самой большой потерей — самой жизни, по крайней мере в этом теле.

Все наши потуги питаться т. н. "органической" или "здоровой" пищей, желая прибавить себе хоть малую толику наземных дней, в конечном итоге будут посрамлены. Удел аскета, питающегося "здоровыми" и при этом невкусными корешками, и судьба гурмана, одержимого чревобесием, сходны своим завершением. Удел этот известен и прекрасно описан в Джаравагге ("главе о старости"), в известном буддийском произведении Дхаммападе.

"Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом — смерть".

Когда-то в детстве день шёл за год, столько всего нового могло за этот день произойти. Свежесть восприятия ещё не притупилась, неизведанного было гораздо больше, чем знакомо-надоевшего. Под середину жизни восприятие уже другое. Время ужимается в засасывающую воронку; глядишь, как бы на начатом когда-то хотя бы нечто построить, и опасаешься крупного нового начала. Зная, что конец всё равно один, и не так долго его ждать...

Множество малых и более крупных потерь (надежд, планов, друзей...) в течение всей жизни, казалось бы, должны постепенно к смерти готовить. С торчки зрения основных традиционных религий (а может быть, и вообще всех религий), острое осознание своей конечности, смертности, должно отвратить от сиюминутных удовольствий и привлечь к усиленной религиозной практике. Таков настрой в буддизме, таково отношение к жизни — в "традиционном" (не модернистском!) христианстве.

Но не так в реальности — для очень многих. Привычки, рутина, пристрастие к чувственности или просто к самому элементарному комфорту заставляют "думать о душе", лишь когда действительно прижмёт. Обострения болезней, особо сильные разочарования... Как часто оказывается, что, несмотря на всю нашу внешне декларируемую веру (православие, католичество, иудаизм, буддизм, ислам...) живём мы на самом деле вполне себе материалистами!

Помимо внешних туристических целей (поглазеть на экзотику в стиле "macabre"), можно использовать такие экстравагантые экскурсии в какую-нибудь подземную монастырскую крипту-склеп и для размышления о нашей всеобщей земной телеологии (то есть того, к чему все придём). Ну, а наполнить разворачивающийся визуальный ряд идейным содержанием предоставляется каждому в частном порядке, в зависимости от веры или неверия (в потустороннее) каждого.

Мне же лично наиболее близки следующие рассуждения св. Архиепископа Иоанна (Максимовича):

"Всякий, желающий провести свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии... Ничего лучшего и большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая их на Литургии. Это им всегда необходимо... Душа чувствует молитвы, приносимые за неё, и благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них всё, что мы можем, помня, что "блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"(Мф. 5,17)".




Вход в крипту францисканского монастыря (1,Wien, Franziskanerplatz).



Современные захоронения.



В ожидании новых поступлений...



Здесь захоронены останки, найденные после сравнит. недавних раскопок, которые невозможно было идентифицировать.





Сохранившиеся таблички с именами. Судя по надписям, 18-го века.



Здесь же имеется алтарь, где служатся заупокойные службы.



Осколки всяких древностей, найденные при раскопках и ремонтных работах.





























Древние францисканские сандалии (Средневековье?..).













Очень популярный в Средневековье и в начале Нового времени сюжет в сакральном искусстве -- т. н. "Танец смерти". Символизирует равенство всех общественных слоёв и классов, а также индивидуумов перед неотвратимым концом.



Comments

edgar_leitan
Jul. 9th, 2009 11:16 am (UTC)
Ну так это Средние века. Тогда умели вещи делать... :)))

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com