?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Почему-то мы обычно слепо доверяем своему лечащему врачу, не осмеливаясь перечить в деле исцеления телесных недугов. Когда же речь заходит о сфере религиозного опыта, то мы часто или отрицаем компетентность "специалистов", или полагаемся на собственные наивные суждения. Что это — философская непоследовательность или обыкновенная бытовая глупость?
Желающие могут почитать текст очередного религиозно-философского "семинара".

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
occuserpens
Jul. 13th, 2009 10:24 pm (UTC)
[Почему-то мы обычно слепо доверяем своему лечащему врачу, не осмеливаясь перечить в деле исцеления телесных недугов.]

ИМХО это что-то чисто немецкое, к американскому здравоохранению явно не относится :)
edgar_leitan
Jul. 13th, 2009 11:44 pm (UTC)
Правда? Я, наверное, подсознательно имел в виду доброго старого "семейного врача", века 19-го. Или советских времён...
Но вообще-то каждый может заменить более близким ему бытовым примером. Не в этом суть статьи :(
lal_balu
Jul. 14th, 2009 04:01 am (UTC)
да, в Америке обычно жаждут "second opinion". интересно, если эту "методику" приложить к религии и философии, а "диагнозы" не совпадают, что делать?

а заметка хорошая. (интересная :-)
edgar_leitan
Jul. 14th, 2009 07:06 pm (UTC)
:))
Я имел в виду, конечно, традиционное доверие к мнению и советам "экспертов". Пример с доктором просто усреднённый, наверное, из воображаемой викторианской Англии :) Однако в Америке ведь тоже безоговорочно верят всяким experts. Главное, чтоб были дипломированными.
В отношении религии? -- наверное, следовать собственному учителю или собственной, наиболее знакомой "традиции". А потом, имеются тексты Писаний, "Отцов", или там какие-нибудь сутры, хадисы и нечто в этом роде.
Всегда можно вычитать своё (с одной стороны), но чтобы не противоречило существенным вещам.
Но дело, конечно, и в особенностях герменевтики. Впрочем, о последней, а также о затронутой Вами проблеме я хотел написать (может быть) как раз следующую заметку.
ex_quicknqu624
Jul. 14th, 2009 11:27 am (UTC)
У человека всегда есть выбор между набиванием собственных шишек и использованием чужого опыта. Во втором случае необходимо принимать во внимание два фактора: компетентность и лояльность, т.е. "гуру" во-первых должен обладать необходимыми знаниями/умениями, во-вторых - желать вам добра. И то и другое каждый из нас оценивает исходя из своего предыдущего опыта и личных особенностей.
В принципе, вашему воображаемому оппоненту, некоему "идеальному нигилисту" можно вполне резонно предложить оценить тезис о том, что Луна состоит из зеленого сыра. Его утверждения неизбежно будут аппелировать к чужим свидетельствам, т.к. сам он на Луне не бывал. Таким образом вопрос скорее переходит в плоскость доверия к духовным авторитетам и том, на чем же оно основано и ЧЕМ ИМЕННО отличается от доверия авторитетам в других областях.
edgar_leitan
Jul. 14th, 2009 07:18 pm (UTC)
Условно говоря, отношение по типу "набивания собственных шишек" будет отношением "мистика", а стороннее использование чужого опыта будет стандартной ситуацией большинства "юзеров" официальных религиозных общин. Но разделение, конечно, очень условное...
Насчёт "сырной Луны" -- вот в том-то и дело: я не думаю, что доверие авторитетам в иных областях так уж принципиально отличается от веры-доверия "духовным авторитетам". В индийском контексте, полагаю, что аналогом "Луны из сыра" будут "рога зайца" или "небесный цветок". Это вещи, которые Традицией, признаваемой ВСЕМИ без исключения, признаются за невозможные. Кстати, по понятиям современных индийским пандитов, та Луна, где побывали американцы, не является "чандрой", о которой речь в Ведах или санскритской поэзии... Таков авторитетный вердикт традиционных учёных!
Вообще-то, приводимый Вами пример, а также связанная с ним проблема, -- не такие простые (как кажутся на первый взгляд), мне надо об этом ещё подумать. :))
Насчёт "гуру" -- да-да, существует целый набор признаков, по которым человек, живущий в традиции, определит, является ли Учитель подлинным и достойным своего имени. Всё это описано: например, имеется в Чаракасамхите, а также в Куларнава-тантре.
ex_quicknqu624
Jul. 15th, 2009 07:35 am (UTC)
Гносеология мне очень интересна, особенно после прочтения книги "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" Роберта Пирсига.
edgar_leitan
Jul. 16th, 2009 11:00 am (UTC)
Да, а гносеология ("прамана") как раз непосредственно связана с логикой ("ньяя") в индийских философских системах, чего нет с традиции европейской (там они строго разделяются по своему предмету). Мне интересна идея попробовать объяснить некоему гипотетическому человеку, далёкому как от индийских традиций, так и от философии вообще, некоторые технические особенности и проблематику. Каковому подходу, в первом приближении, и была посвящена эта моя статейка.
На самом-то деле всё это неизмеримо сложнее, конечно. От отсутствия толкового и популярного введения в "индийскую логику и теорию познания" я в своё время очень страдал, будучи молоденьким студентом. У нас сразу начинают с чтения сложных оригинальных текстов на санскрите и тибетском.
И ещё я понял, что "по жизни" сам уже давно думаю больше в категориях индийских логиков (например с их "пятичленным силлогизмом"...), нежели аристотелевской логики.
Вам бы я посоветовал при случае почитать "Избранные труды по буддизму" Ф. И. Щербатского, (пере-)изданные ещё в 1988 г. Хотя с современной строго академической точки зрения Щербатской несколько устарел.
ex_quicknqu624
Jul. 16th, 2009 06:17 pm (UTC)
О, спасибо за совет, непременно полюбопытствую. А насчет того, что все сложнее понимаю. Даже разобравшись с псевдонаучным нигилизмом и критериями познания встречаешься со следующим вызовом - кому верить - местному шаману или пришлому миссионеру :)
edgar_leitan
Jul. 17th, 2009 01:17 am (UTC)
Ну вообще-то на самом деле верить надо мне, и никому другому! ;-)))
Ой, как Вас надо учить ещё... ;-)))...
man_inthestreet
Jul. 14th, 2009 06:25 pm (UTC)
А капитану корабля-то что в итоге делать? :)))
edgar_leitan
Jul. 14th, 2009 06:59 pm (UTC)
Ну это уж он сам должен решить. Всегда ведь можно застрелиться и кинуть пассажиров..., а можно попробовать избежать нежелательных последствий столкновения.
Капитан -- он вообще как бы в роли бодхисаттвы :)
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com