?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



"Несвоевременные" — потому что мучают они меня последние недели две, напрашиваясь хотя бы на отрывочное изложение. А поводом к написанию этих отрывочных замечаний послужило следующее:


Прочитал недавно на одном религиозном сайте высказывание известного протоиерея Всеволода Чаплина, где он, кроме прочего, следующим образом "карикатурно" (по мнению авторов статьи) излагает позицию противников введения "Основ Православной Культуры" (ОПК) в качестве школьного предмета:

"Запад живет богато и мирно, постольку, поскольку он находится внутри постхристианской цивилизации. Значит, и нам, чтобы жить богато и мирно, нужно отбросить религию вовне или загнать её в ограду храмовых дворов".

Мысли мои по дaнному поводу были не столько к содержанию высказывания, которое своим примитивизмом действительно представляет собой не более чем карикатуру. Меня заинтересовала сама форма, представляющая собой силлогизм, то есть логическое суждение.

Если попробовать понять, что имплицитно имел в виду о. Всеволод, исходя из данного силлогизма как (якобы) умозаключения его идейных противников, то получим примерно следующий ход мыслей, который явится выворачиванием указанного силлогизма наоборот:

„Но мы-то не хотим жить в постхристианской цивилизации, а в самой настоящей христианской. Поэтому мы не позволим загонять религию в ограды храмов и становиться частным делом граждан, а тем более её отбросить!..“

До сего момента всё вроде бы понятно. Такова и должна быть позиция официального клирика господствующей церковной структуры. Не сделан лишь с необходимостью следующий вывод:

"Следовательно, в отличие от Запада, у нас не бывать материальному процветанию или обеспеченности для большинства. Да это и неважно. Не стремимся мы и к миру. Мы люди религиозные, как-никак..."

Может быть, я чересчур увлёкся формальной стороной высказывания... Но бытовое чутьё мне опять же подсказывает, что налицо подразумеваемая связь религиозности с нетерпимостью, могущей легко обернуться войнами... И что связь эта выставляется как условие всякой глубокой и подлинной религиозности. Как тут не вспомнить удивительное печалование протодиакона Андрея Кураева об отсутствии в России "православного терроризма"...

Вывод этот мне напомнил недавную дискуссию в моём ЖЖ с одним уважаемым и высокоучёным оппонентом на подобную же тему (см. мой пост о "домашнем исламе"). Якобы, терпимость есть свойство деградировавшей религии и бесхребетности её носителей, что мы и встречаем на "Западе". Подлинная же "святость" и горение подвижнического духа ничего общего не имеют ни с "толерантностью", ни с "экуменизмом". Также мой собеседник писал (привожу примерно и упрощённо, на память), что все великие основатели религиозных движений и святые подвижники были уверены в абсолютности (своей) религии и неправильности всех прочих.

Может быть, оно и так, в какой-то степени, по крайней мере исторически. Но мне вспомнилось, что жалобы на "деградацию подвижнического духа" присутствовали во все эпохи, какую ни возьми на выбор. В раннехристианские времена первые отшельники бежали в пустыню, чтобы спасти горящее религиозной эсхатологией сознание от духа "мира сего", охватившего христианство, когда оно стало religio licita (разрешённой религией) при императоре Константине.

Я лично не думаю, что уверенность в "абсолютности" или "превосходстве" собственной религиозной традиции с необходимостью исключает терпимое отношение к носителям иных воззрений или представителям других традиций.

Наоборот, чем глубже и увереннее укоренённость в "своём" (которое может вполне не быть тёмной клетушкой или пыльной каморкой, но просторным и светлым домом, даже дворцом: это к непростому вопросу о "границах Традиции/Церкви") — тем спокойнее и ровнее будет отношение к "инославным/иноверцам". И я не думаю, что жаркая вероучительная или философская дискуссия обязательно предполагает мордобой.

Я лично в своей ностальгии по безвозвратно ушедшему: юности, романтическим мечтаниям, благородным порывам, горению подлинного религиозного духа — вспоминаю о 1980-х (время отрочества и юности автора этих строк), о том, что вполне ещё можно было за свою приверженность "реакционному мировоззрению" реально пострадать. Никак не метафорически... Так что же, желать возвращения ГУЛага и очередной волны преследований за веру? Ради "подлинной религиозности"?..

За свои тогдашние приверженности, за верность тогдашним убеждениям, думается, я заплатил свою цену, и очень для меня немалую... Но подробно говорить об этом в рамках иных, нежели задушевная личная беседа с человеком единомысленным или просто с хорошим старым знакомым, представляется мне не совсем приличным...

Вернёмся к мысли, как кажется, характерной для нынешних "нео-ортодоксальных зилотов", а также "властителей дум" — околоцерковных интеллигентов-публицистов. Как кажется, в России модным считается всегдашнее противопоставление её "Западу", в том числе и в области религии. Ну хорошо, "старая Европа", по утверждению римских понтификов, нуждается в "ре-евангелизации"…

Но ведь в Азии или Южной Америке то же католичество процветает, количество призваний к духовному чину растёт! Религия играет там свою важную роль в общественных движениях, иногда с марксистской окраской (вспомним т. н. "теологию освобождения"), как идеологически консолидирующий фактор. Можно ругать эти движения за "инструментализацию религии". Но в чём их никак не упрекнёшь — это в том, что вера там "загнана" за ограды храмов. Она, скорее, процветает в трущобах или бедных кварталах...

И чем плох мир? Разве не за "мир в мiре" мы в той или иной форме мы молимся на христианской Литургии — православной, католической? Не признак ли это шизофренической размноженности сознания — "одной рукой" желать мира, а с другой стороны — настаивать на нетерпимости и исключительности подлинной религиозности?

Неверно и то, что "на Западе" религия загнана за церковные ограды. Во-первых, это смотря что считать Западом, а во-вторых, в нашей же Австрии (для примера) католичество всё ещё играет свою немалую роль. Вот только не могу для себя решить — а так ли это всегда хорошо?..

Да и кто мы такие, чтобы брать эталонами великих реформаторов религиозных систем или "святых" (в кавычках — из-за многозначности и не вполне ясном "обозначаемом" данного понятия, применительно ко "всем религиям"...) прошлого, или не менее великих и выдающихся, сколь и редких подвижников, наших современников! И кто сказал, что они оскудели числом? Думаю, что действительно великих "святых" всегда было мало, и многие из них так и остались в "неявленном состоянии". Да и почему так прельщает нас магия больших чисел?

Фанатиков, безусловно убеждённых в своей правоте, вот тех было действительно много. Возможно, что сейчас их меньше (в христианстве). Но не пора ли нам перестать восхищаться (по крайней мере, в христианском контексте, специально в России, да и везде) свойствами античного героя, и доброе слово замолвить за такие не совсем популярные черты, как тихая кротость и прощающая милость, милосердие?..

Не канонизированный русский юродивый подвижник Веничка Ерофеев мне, надо сказать, милее, чем Александр Невский…

И последнее замечание: о потоках ругани (тоже, кажется, всё более входящих в моду) в адрес т. н. "экуменизма". Если под этим понимать "сверху" навязываемый проект редукции всех возможных вер, или конфессий, или традиций (конечно, каждое отдельное слово из приводимых следовало бы рассмотреть более подробно) к некоему "для всех" приемлемому пресному минимуму, то такой проект явно утопичен. А с христианской "традиционной" позиции, пожалуй, что и "антихристов"!

Я лично исхожу из этимологии слова "ойкос" (= дом), подразумевая под самим термином некое мирное сосуществование под одной крышей очень разных субъектов. При осознании малости нашей "Ойкумены", то есть планеты, это вполне реально. Слишком доступны средства уничтожения в виде газовых баллонов или припрятанных экономными предками динамитных шашек. Слишком часто спички переходят в руки или детей, или слабоумных соседей... Это я к тому, что лучше бы не доверять судьбу общего дома всякого рода "убеждённым идеологам", даже если они называются "глубоко верующими"... Вера вере рознь!

Тем более что "сценарий" некоторых религий (особенно в их эсхатологиоческой части) вполне может не исключать устроенный людьми второй Big Bang. К вящей славе Божией!..

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
imke
Jul. 18th, 2009 05:44 am (UTC)
Что ж все так строгают того Кураева за краткий пересказ Гумилева своими словами... он же даже все необходимые оговорки сделал, насчет несовместимости с точкой зрения христианства.
edgar_leitan
Jul. 18th, 2009 10:28 am (UTC)
Вы имеете в виду гумилёвскую "пассионарность"?
Я-то лично "строгаю" Кураева за другие штучки, а не просто за скандальное употребление терминов (на что он, как миссионер, вполне имеет право: по принципу электрошока).
Но в этих заметках Кураев у меня просто попутно упомянулся.
imke
Jul. 18th, 2009 10:34 am (UTC)
Ее, ну да. Совершенно банальные вещи же он тогда говорил с этим пресловутым "терроризмом", и тщательно же оговаривал, что да, с христианством эта идея конфликтует...
Не знаю, он мне не слишком симпатичен в целом, но у нас и точек пересечения нет практически. Но вот с терроризмом этим я тогда не утерпела, влезла: http://bakushinskaya.livejournal.com/154602.html - но без большого, впрочем, эффекта. Как-то подозревается мне, что основное количество шума вокруг злосчастной цитаты было вызвано тем, что - ладно, Гумилев дело хозяйское - шумевшие попросту не вчитались толком, что ли. Или я чего-то кардинально не понимаю в этой истории :\
edgar_leitan
Jul. 18th, 2009 10:55 am (UTC)
С точки зрения пиаркампании всякая скандальность высказывания только на руку делающему заявочку. Когда я в одном из своих самых первых "субботних семинаров" написал о "метафизике терроризма", тоже посыпался шквал возмущённых откликов и обещаний поломать мне рёбра. Хотя я всего лишь посчитал явление терроризма лишним поводом подумать о Боге, сам терроризм никак не приветствуя...
А насчёт "совместимости" христиан и мусульман: ну мало ли кто с кем мало совместим! Долгие годы проживания в различных общинах или общежитиях научили меня, что абсолютно необходимо пытаться искать consensus с самыми разными людьми, которые тебе не совсем нравятся или даже очень не нравятся. А иначе война, на любом уровне! Кажется, Кураев и хочет раздувать такую войнушку, во имя вполне языческих ценностей "рода-племени"...
credentes
Jul. 18th, 2009 09:45 am (UTC)
Ну, Чаплин вообще известный фундаменталист... И я совершенно согласна с Вами, что убеждение в "абсолютной верности" собственной религиозной традиции далеко не всегда включает нетерпимость к проявлениям других традиций. Можно с этими традициями спорить сколь угодно резко, но спорить - это одно, а применять админресурс, дабы был слышен только один голос - совсем совсем иное. А данный товарищ, на мой взгляд, за неимением аргументов предпочитает админресурс. Отсюда вопрос - а так уж ли он убежден в "абсолютной верности" своей традиции, если в глубине души считает, что поддерживать ее можно только палкой...
С уважением
edgar_leitan
Jul. 18th, 2009 10:33 am (UTC)
У меня была оживлённая дискуссия по поводу нетерпимости в религии с одним коллегой в моём постинге "Мой домашний ислам".
Мне тоже кажется, что в наше время можно б научиться уже разделять спор с идеями (который может быть вполне горячим) и (не-)терпимое отношение к носителям этих идей. Админресурс всегда есть проявление неуверенности. Другое дело, что каждая религиозная традиция (хоть христианские конфессии, хоть другие религии), если она входила в альянс с властью, подвергалась этому искушению.
credentes
Jul. 18th, 2009 10:37 am (UTC)
Отсюда вывод - не стоит входить в альянс с князем мира сего :-)
С уважением
edgar_leitan
Jul. 18th, 2009 10:44 am (UTC)
Это и на личном-то уровне невероятно тяжело (а что ж мы хотим -- Евангелие!). А в случае общин или тем более огромных организаций вряд ли вообще выполнимо. :((
(no subject) - credentes - Jul. 18th, 2009 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 18th, 2009 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 18th, 2009 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 18th, 2009 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 18th, 2009 06:20 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 20th, 2009 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 20th, 2009 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 20th, 2009 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 20th, 2009 10:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 21st, 2009 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 21st, 2009 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 21st, 2009 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 23rd, 2009 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 23rd, 2009 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 23rd, 2009 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 23rd, 2009 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 23rd, 2009 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 24th, 2009 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 24th, 2009 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 24th, 2009 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 25th, 2009 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 25th, 2009 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 25th, 2009 01:04 pm (UTC) - Expand
pevchaya_ptiza
Jul. 20th, 2009 06:04 am (UTC)
Я вообще неправославную штуку сейчас скажу: распространению и утверждению христианства в мире способствовали не столько пламенеющие духом отцы-пустынники и активные борцы за веру, сколько тысячи тысяч тихих мирян, благовествующих не апостольским словом и не духовными подвигами, а просто жизнью. Растили детей, ковырялись мотыгой в поле, торговали на рынке, стирали, носили воду - и тем несли Христа в обыденность, в те 99% бытия, которые так мало привлекают любителей громких подвигов и великих свершений.
edgar_leitan
Jul. 20th, 2009 06:15 pm (UTC)
Я думаю, что эта штучка, о которой ты говоришь, как раз очень даже "православная" :))
Но романтики в этом мало. Это да... Жизнь вообще штука скучная.
credentes
Jul. 20th, 2009 06:27 pm (UTC)
Не знаю. Жизнь - это конечно хорошо. Но просто растили детей, ковырялись мотыгой в поле, торговали на рынке, носили воду - и до Христа и вне Христа. Христос принес меч. И отделил обыденность от вечной жизни.
С уважением
edgar_leitan
Jul. 20th, 2009 10:14 pm (UTC)
Для меня "знаком качества" является сознание, что Христова весть -- для меня лично, обращённая всем острием своих требований только ко мне и ни к кому другому! Да и то, что я лично без Б. помощи ничего не могу, как только в очередной раз всё испортить...
А так, конечно, всё верно, что Вы говорите насчёт "меча"... Но радикализм я могу, в лучшем случае, оставить ТОЛьКО ЛИШь для своего исполния. И максимум снисхождения в отношении других...
credentes
Jul. 21st, 2009 09:10 am (UTC)
Насчет благодати совершенно с Вами согласна, это все верно. Я это и имею в виду. И о радикализме я говорю только в качестве личного примера... Я не сторонница "заставить войти". :-)
С уважением
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 21st, 2009 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 21st, 2009 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 23rd, 2009 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 23rd, 2009 03:31 pm (UTC) - Expand
pevchaya_ptiza
Jul. 21st, 2009 04:10 am (UTC)
Я так полагаю, что обыденность не "отсечена" от жизни вечной - иначе Царство Божие принадлежит лишь тем, кто ушёл в пустыни и горы. Христос вошёл в нашу жизнь и освятил её всю, со всеми её бытовыми мелочами. Вы видели врата Троице-Сергиевой лавры с изображением жития святого Сергия Радонежского? Они в своё время поразили мою маму. На них изображена именно обыденность: святой носит воду, работает топориком и т.д. Всё это можно делать во Христе, а можно без Христа.
credentes
Jul. 21st, 2009 09:27 am (UTC)
Бытовые мелочи в жизни могут быть очень разными. И быт, как правило, сильно засасывает. Для меня в этом случае ключевым словом является "с Христом". Да и историю про Марфу, Марию и "лучшую часть" я какбэ тоже помню.
С уважением
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 21st, 2009 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Jul. 21st, 2009 01:12 pm (UTC) - Expand
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com