Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Tasmai Shrii Gurave Namah! — Встреча с Учителем.



Наконец-то снова удалось встретиться с Учителем! Профессор-религиовед и индолог Беттина Боймер (Bettina Bäumer), родом из австрийского Зальцбурга, изучала богословие, а также индологию в Австрии, Германии, Франции и Риме. Кроме прочего, была ученицей известного итальянского профессора-индолога Джузеппе Туччи в Рима, в Мюнхене писала докторат у знаменитого иезуита проф. Карла Ранера SJ, одного из плеяды великих богословов II Ватиканского Собора.


К христианству пришла в Риме, под духовным и интеллектуальным руководством известного священника, профессора-религиоведа Раймундо (Рамона) Паниккара, наполовину индийца, наполовину каталанца. Профессор Р. Паниккар (сейчас ему 91 год) широко известен в Европе и Америке как один из крупнейших мыслителей, много пишущий на темы диалога религий, а также осмысливающий христианство с привлечением материала индийских духовных традиций, разрабатывающий новые пути в христианском (католическом) богословии.

При посредничестве о. Паниккара Беттина Боймер, ещё будучи молодой студенткой, отправилась в Индию её в начале 60-х гг. и познакомилась там на индийском Юге с другой крупнейшей фигурой нашего времени, всемирно-известным священником-бенедиктинцем Анри ле Со (Henry Le Saux), более известным как Свами Абхишиктананда, ставшим её духовным отцом и руководителем. Отец Анри ле Со OSB прибыл в Индию в начале 1940-х гг.в качестве христианского миссионера.

Он ещё успел лично познакомиться с великим индийским святым Раманой Махарши, подолгу медитировал в затворе на священной горе Аруначала (Тируваннамалай), приняв образ жизни и одежду индусского отшельника-санньясина и имя Свами Абхишиктананды. Годы спустя Абхишиктананда перебрался жить в Гималаи, близ Ришикеша, духовно окормляя индийский и европейских христиан, индусов (среди которых он считается признанным гуру) и всех искателей Духа, приезжающих в Индию.

Мне ещё довелось познакомиться в Индии с некоторыми очень близкими его учениками, и одной из ближайших его учеников была Беттина Боймер. Свами Абхишиктананда — легендарная фигура, его перу принадлежат книги по христианско-индийскому богословию, по опытному осмыслению Упанишад, о молитве, по христианскому пустынножительству в условиях Индии, лет 10 назад вышли фрагменты его дневника, а также биография под авторством англиканского отца James Stuart.

Частично уже перебравшись в 1960-е годы, а окончательно — в 1970-е, в Индию, Беттина Боймер живёт с тех пор в индийском Бенаресе. Много лет она является президентом Общества Абхишиктананды, а также до сравнительно недавнего времени заведовала научно-исследовательским институтом Alice-Boner-Foundation (что в Бенаресе на Assi Ghat), занимающимся исследованием индийского культурного наследия в области искусства, а особенно сакральной, храмовой архитектуры.

В 1960-е годы Беттина Боймер общалась в Бенаресе с тогдашними ещё юношами, молодыми студентами-индологами, приехавшими на стажировку из России -- с В. Семенцовым и Серебрянным. Первого она все эти годы помнила как "Севу", просила меня узнать о нём, а второго как "Сергея" (?). От меня же она с грустью узнала, что В. Семенцов безвременно скончался в 1986 г. Беттина вспоминает о В. Семенцове как о духовно заинтересованном молодом человеке, который очень интересовался Гитой, Упанишадами и вообще духовыми традициями Индии.

Кажется, она вспоминает, что с г-ном Серебряным у неё не было близкого духовного контакта, который сразу же установился с "Севой"... Может быть, эта маленькая чёрточка родственности духовных искателей из разных стран, объединённых любовью к Индии, войдёт когда-нибудь этаким прошечным кирпичиком не только в биографию Беттины Боймер, но и покойного отечественного учёного В. Семенцова. Насколько я знаю, факт их контакта в Индии, в Бенаресе, и духовной близости ещё нигде биографами Семенцова не зафиксирован.

Ещё в 1970-е годы она была некоторое время в Вене ассистентом, коллегой нашего нынешнего академика Эрнста Штайнкелльнера и преподавала санскрит. Перебравшись на жительство в Индию, она знакомится в 1970-х с последним великим Учителем традиции Кашмирского шиваизма, Свами Лакшманом Джу (Swami Lakshman Joo), и становится одним из ближайших его учеников, подолгу живя в его кашмирском ашраме, а также часто навещая его в Шринагаре. С этого самого времени она, кстати, хорошо знает и профессора Алексиса Сэндерсона.

Беттина Боймер не только практикует садхану (духовное делание) под руководством кашмирского Свами Лакшманы, но одной из первых европейцев начинает заниматься наследием кашмирского мистика-энциклопедиста Абхинавагупты. Её перу принадлежит первая на немецком языке антология творений Абхинавагупты, комментированный перевод на немецкий Виджнянабхайрава-тантры, перевод на немецкий избранных упанишад, издание текстов, научные статьи и монографии, издание многочисленных сборников научных трудов.

Я познакомился с Беттиной Боймер ещё в 1996 году, будучи студентом богословского факультета Венского университета, но и занимаясь также на кафедрах индологии и тибетологии факультета филологии и культурологии этого же университета. К тому времени профессор Беттина Боймер стала приват-доцента богословского факультета по кафедре религиоведения и читала каждый год курсы лекций и вела там семинары.

С самой первой встречи был мгновенный момент острого "узнавания", описываемый в традиции кашмирского шиваизма как pratyabhijna. Как будто мы были уже знакомы много десятилетий! Именно благодаря Беттине я впервые узнал Индию не из книжек, а настоящую, живую. В 1998 году я впервые там побывал, в течение двух месяцев совершив многочисленные поездки по многим местам субконтинета, встречаясь со многими замечательными людьми. Всю мою первую поездку профессор Боймер оплатила из собственного кармана! Во второй раз она нашла мне в Швейцарии спонсора для оплаты авиабилетов.

Многолетнее общение с проф. Боймер, а также случившиеся благодаря ей путешествия коренным образом изменили мою жизнь и моё видение как Индии, так и "религии" вообще. Впрочем, об этом надо писать совсем в другом очерке. Скажу только, что я выбрал проф. Беттину Боймер в качестве научного руководителя и писал под её руководством свой первый магистерский диплом на кафедре религиоведения Венского университета, о "теле в традиции кашмирского шиваизма" (2000-2001 гг.). У Беттины учился я и медитации, и чтению и начальному пониманию текстов кашмирского шиваизма, а также их опытному осмыслению...

Несколько лет назад она за свой счёт открыла в Бенаресе "Библиотеку Абхинавагупты" (как я её в шутку назвал, "абхинавагуптинку"). Беттина Боймер, будучи уже на пансии, тем не менее продолжает преподавать, уже больше в университете в Зальцбурге, чем в Вене, а также читает различные курсы лекций в Европе и в Индии, даёт практическиме семинары по медитации, продолжает научные исследования кашмирского шиваизма и индийского искусства, занимается диалогом религиозных традиций, а также популяризацией духовных практик.

Также помогала она мне время от времени и материально (в 1990-е годы), когда моё положение в Австрии как иностранца было более чем лабильным, писала за меня официальное поручительство для миграционной службы. Мне приходилось жить у неё как под Веной (Kierling), где у неё был тогда собственный домик, а также в швейцарском Берне и в Бенаресе.

С течением времени можно лучше оценить людей, которые каким-либо образом повлияли на жизнь, явились как бы ключевыми фигурами развития, остались в сердце навсегда. Кроме академика С. С. Аверинцева, одной из этих личностей могу назвать профессора Беттину Боймер… Каждая встреча с ней — праздник, открывающий новые перспективы, интеллектуальная стимуляция, а также большое духовное утешение.

Долг нас, недостойных, перед великими личностями, сыгравшими в нашей жизни решающую, ключевую роль: с тёплой благодарностью и тихой молитвой помнить тех, кто уже ушёл, и тем более трепетно ценить тех, кто ещё жив, кто пока с нами, учиться у них где только возможно, ловить каждое мгновение их присутствия, памятуя о нашей всеобщей человеческой недолговечности.

Дай Бог здоровья и многих лет жизни всем нашим Учителям, духовным друзьям и благодетелям!






С ученицей римского профессора Торелла, также бывшим учеником Свами Лакшмана, специалистом по философской шастре кашмирского шиваизма.











Tags: Индия, мемуары, наука, университет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments