?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Наконец-то снова удалось встретиться с Учителем! Профессор-религиовед и индолог Беттина Боймер (Bettina Bäumer), родом из австрийского Зальцбурга, изучала богословие, а также индологию в Австрии, Германии, Франции и Риме. Кроме прочего, была ученицей известного итальянского профессора-индолога Джузеппе Туччи в Рима, в Мюнхене писала докторат у знаменитого иезуита проф. Карла Ранера SJ, одного из плеяды великих богословов II Ватиканского Собора.


К христианству пришла в Риме, под духовным и интеллектуальным руководством известного священника, профессора-религиоведа Раймундо (Рамона) Паниккара, наполовину индийца, наполовину каталанца. Профессор Р. Паниккар (сейчас ему 91 год) широко известен в Европе и Америке как один из крупнейших мыслителей, много пишущий на темы диалога религий, а также осмысливающий христианство с привлечением материала индийских духовных традиций, разрабатывающий новые пути в христианском (католическом) богословии.

При посредничестве о. Паниккара Беттина Боймер, ещё будучи молодой студенткой, отправилась в Индию её в начале 60-х гг. и познакомилась там на индийском Юге с другой крупнейшей фигурой нашего времени, всемирно-известным священником-бенедиктинцем Анри ле Со (Henry Le Saux), более известным как Свами Абхишиктананда, ставшим её духовным отцом и руководителем. Отец Анри ле Со OSB прибыл в Индию в начале 1940-х гг.в качестве христианского миссионера.

Он ещё успел лично познакомиться с великим индийским святым Раманой Махарши, подолгу медитировал в затворе на священной горе Аруначала (Тируваннамалай), приняв образ жизни и одежду индусского отшельника-санньясина и имя Свами Абхишиктананды. Годы спустя Абхишиктананда перебрался жить в Гималаи, близ Ришикеша, духовно окормляя индийский и европейских христиан, индусов (среди которых он считается признанным гуру) и всех искателей Духа, приезжающих в Индию.

Мне ещё довелось познакомиться в Индии с некоторыми очень близкими его учениками, и одной из ближайших его учеников была Беттина Боймер. Свами Абхишиктананда — легендарная фигура, его перу принадлежат книги по христианско-индийскому богословию, по опытному осмыслению Упанишад, о молитве, по христианскому пустынножительству в условиях Индии, лет 10 назад вышли фрагменты его дневника, а также биография под авторством англиканского отца James Stuart.

Частично уже перебравшись в 1960-е годы, а окончательно — в 1970-е, в Индию, Беттина Боймер живёт с тех пор в индийском Бенаресе. Много лет она является президентом Общества Абхишиктананды, а также до сравнительно недавнего времени заведовала научно-исследовательским институтом Alice-Boner-Foundation (что в Бенаресе на Assi Ghat), занимающимся исследованием индийского культурного наследия в области искусства, а особенно сакральной, храмовой архитектуры.

В 1960-е годы Беттина Боймер общалась в Бенаресе с тогдашними ещё юношами, молодыми студентами-индологами, приехавшими на стажировку из России -- с В. Семенцовым и Серебрянным. Первого она все эти годы помнила как "Севу", просила меня узнать о нём, а второго как "Сергея" (?). От меня же она с грустью узнала, что В. Семенцов безвременно скончался в 1986 г. Беттина вспоминает о В. Семенцове как о духовно заинтересованном молодом человеке, который очень интересовался Гитой, Упанишадами и вообще духовыми традициями Индии.

Кажется, она вспоминает, что с г-ном Серебряным у неё не было близкого духовного контакта, который сразу же установился с "Севой"... Может быть, эта маленькая чёрточка родственности духовных искателей из разных стран, объединённых любовью к Индии, войдёт когда-нибудь этаким прошечным кирпичиком не только в биографию Беттины Боймер, но и покойного отечественного учёного В. Семенцова. Насколько я знаю, факт их контакта в Индии, в Бенаресе, и духовной близости ещё нигде биографами Семенцова не зафиксирован.

Ещё в 1970-е годы она была некоторое время в Вене ассистентом, коллегой нашего нынешнего академика Эрнста Штайнкелльнера и преподавала санскрит. Перебравшись на жительство в Индию, она знакомится в 1970-х с последним великим Учителем традиции Кашмирского шиваизма, Свами Лакшманом Джу (Swami Lakshman Joo), и становится одним из ближайших его учеников, подолгу живя в его кашмирском ашраме, а также часто навещая его в Шринагаре. С этого самого времени она, кстати, хорошо знает и профессора Алексиса Сэндерсона.

Беттина Боймер не только практикует садхану (духовное делание) под руководством кашмирского Свами Лакшманы, но одной из первых европейцев начинает заниматься наследием кашмирского мистика-энциклопедиста Абхинавагупты. Её перу принадлежит первая на немецком языке антология творений Абхинавагупты, комментированный перевод на немецкий Виджнянабхайрава-тантры, перевод на немецкий избранных упанишад, издание текстов, научные статьи и монографии, издание многочисленных сборников научных трудов.

Я познакомился с Беттиной Боймер ещё в 1996 году, будучи студентом богословского факультета Венского университета, но и занимаясь также на кафедрах индологии и тибетологии факультета филологии и культурологии этого же университета. К тому времени профессор Беттина Боймер стала приват-доцента богословского факультета по кафедре религиоведения и читала каждый год курсы лекций и вела там семинары.

С самой первой встречи был мгновенный момент острого "узнавания", описываемый в традиции кашмирского шиваизма как pratyabhijna. Как будто мы были уже знакомы много десятилетий! Именно благодаря Беттине я впервые узнал Индию не из книжек, а настоящую, живую. В 1998 году я впервые там побывал, в течение двух месяцев совершив многочисленные поездки по многим местам субконтинета, встречаясь со многими замечательными людьми. Всю мою первую поездку профессор Боймер оплатила из собственного кармана! Во второй раз она нашла мне в Швейцарии спонсора для оплаты авиабилетов.

Многолетнее общение с проф. Боймер, а также случившиеся благодаря ей путешествия коренным образом изменили мою жизнь и моё видение как Индии, так и "религии" вообще. Впрочем, об этом надо писать совсем в другом очерке. Скажу только, что я выбрал проф. Беттину Боймер в качестве научного руководителя и писал под её руководством свой первый магистерский диплом на кафедре религиоведения Венского университета, о "теле в традиции кашмирского шиваизма" (2000-2001 гг.). У Беттины учился я и медитации, и чтению и начальному пониманию текстов кашмирского шиваизма, а также их опытному осмыслению...

Несколько лет назад она за свой счёт открыла в Бенаресе "Библиотеку Абхинавагупты" (как я её в шутку назвал, "абхинавагуптинку"). Беттина Боймер, будучи уже на пансии, тем не менее продолжает преподавать, уже больше в университете в Зальцбурге, чем в Вене, а также читает различные курсы лекций в Европе и в Индии, даёт практическиме семинары по медитации, продолжает научные исследования кашмирского шиваизма и индийского искусства, занимается диалогом религиозных традиций, а также популяризацией духовных практик.

Также помогала она мне время от времени и материально (в 1990-е годы), когда моё положение в Австрии как иностранца было более чем лабильным, писала за меня официальное поручительство для миграционной службы. Мне приходилось жить у неё как под Веной (Kierling), где у неё был тогда собственный домик, а также в швейцарском Берне и в Бенаресе.

С течением времени можно лучше оценить людей, которые каким-либо образом повлияли на жизнь, явились как бы ключевыми фигурами развития, остались в сердце навсегда. Кроме академика С. С. Аверинцева, одной из этих личностей могу назвать профессора Беттину Боймер… Каждая встреча с ней — праздник, открывающий новые перспективы, интеллектуальная стимуляция, а также большое духовное утешение.

Долг нас, недостойных, перед великими личностями, сыгравшими в нашей жизни решающую, ключевую роль: с тёплой благодарностью и тихой молитвой помнить тех, кто уже ушёл, и тем более трепетно ценить тех, кто ещё жив, кто пока с нами, учиться у них где только возможно, ловить каждое мгновение их присутствия, памятуя о нашей всеобщей человеческой недолговечности.

Дай Бог здоровья и многих лет жизни всем нашим Учителям, духовным друзьям и благодетелям!






С ученицей римского профессора Торелла, также бывшим учеником Свами Лакшмана, специалистом по философской шастре кашмирского шиваизма.











Comments

( 51 comments — Leave a comment )
man_inthestreet
Jul. 31st, 2009 02:57 pm (UTC)
Спасибо за статью! Очень интересно было прочитать Беттину Боймер. Удивительно, конечно, как все в вашем индологическом сообществе взаимосвязано - Свами Лакшман Джу, Беттина Боймер, Семенцов.
Только я не понял как монах-бенедиктинец мог одновременно оставаться христианином и практиковать медиатцию Рамана Махарши :)
edgar_leitan
Aug. 1st, 2009 10:37 am (UTC)
"Индологическое сообщество" теперь уже немножечко и Твоё :) На самом деле, конечно, все друг друга знают.
Да, а Свами Абхишиктананда до конца своих дней служил Мессу, в Гималаях на камне. Он считал, что можно практиковать адвайта-веданту и оставаться христианином. Для него это не было кабинетным занятием. НО свои сомнения и неуверенность, конечно, оставались.
Можешь считать, что это было подвигом его жизни, наподобие юродства. До него же никто так не жил, да с "индусскими батюшками" так не общался. Он считал, что христианство в Индии надо инкультурировать, и что христианское богословствование вообще должно под воздействием индийского опыта развиваться, как развивалось в своё время под воздействием филлософских течений эллинизма. Абхишиктананда был во многом первопроходцем.
Его биограф и старый соратник, отец James Stuart (англиканский миссионер), давал мне в своё время подержать в руках оригиналы его дневников (в Дели)...
Жалко, что все эти люди в России совершенно неизвестны! :( Ни о них самих, ни об их деле никто ничего в Раше не знает. "Диалог религий", так же, как "толерантность" (=терпимость), звучат в России почему-то ругательными словами!
(no subject) - alpaca - Aug. 2nd, 2009 06:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 2nd, 2009 02:50 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 17th, 2009 11:08 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 17th, 2009 11:32 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 17th, 2009 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arjuna93 - Aug. 16th, 2009 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 17th, 2009 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - arjuna93 - Aug. 17th, 2009 09:30 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - arjuna93 - Aug. 17th, 2009 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 18th, 2009 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 18th, 2009 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arjuna93 - Aug. 18th, 2009 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 18th, 2009 01:56 pm (UTC) - Expand
segop
Jul. 31st, 2009 02:59 pm (UTC)
Отъезжаю сегодня. Не хочется, но надеюсь, что Господь управит ко благу.
edgar_leitan
Aug. 1st, 2009 10:26 am (UTC)
В добрый путь! Родителей с 14 огюста до начала сентября не будет в Питере. Это насчёт того, чтобы в гости зайти, если что, числа до 12-го. Или уж в сентябре.
Они тоже передают сердечные приветы и благопожелания!
duns37
Aug. 2nd, 2009 08:51 am (UTC)
Прекрасно, Эдгар!
И прекрасный учитель!
edgar_leitan
Aug. 2nd, 2009 02:51 pm (UTC)
Спасибо! Да, человек особый и много для меня сделавший.
(no subject) - duns37 - Aug. 2nd, 2009 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 2nd, 2009 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duns37 - Aug. 2nd, 2009 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 2nd, 2009 06:48 pm (UTC) - Expand
gornyj
Aug. 2nd, 2009 11:15 am (UTC)
Дай Бог здоровья и многих лет жизни всем нашим Учителям, духовным друзьям и благодетелям!
ДАЙ БОЖЕ!!!

*Ещё в 1870-е годы она была некоторое время в Вене ассистентом..*
Опечатка, 1970-е, верно?

И ещё. Вдруг Вам пригодится, а не видели?
Наткнулась на Dictionnaire sanskrit-français (1959), Author: Stchoupak, Nadine
http://www.archive.org/details/dictionnairesans00stchuoft
edgar_leitan
Aug. 2nd, 2009 02:54 pm (UTC)
Спасибо, опечатку исправил! Об указанном словаре подробностей не знал, просто слышал упоминания; возможно, он имеется у нас в кафедральной библиотеке.
sojusnik
Aug. 2nd, 2009 09:55 pm (UTC)
Прекрасно написано.

Благодарствую!
edgar_leitan
Aug. 2nd, 2009 09:58 pm (UTC)
Gern' geschehen! :))
lvika
Aug. 7th, 2009 02:56 pm (UTC)
Прекрасный очерк! Действительно, Беттина - исключительный человек и друг. Думаю, ей было бы приятно узнать, что Вы о ней написали... Кстати, у нас вышла Энциклопедия индийской философии. Мне кажется, что она вполне получилась, хотя далеко не все меня устраивает.
edgar_leitan
Aug. 8th, 2009 02:43 pm (UTC)
Спасибо на добром слове, мне очень лестна Ваша положительная оценка :)
С Беттиной мы в этот день очень долго прообщались, надеюсь, что увидимся ещё раз 12 августа в Индийском посольстве, где она делает доклад.
Сейчас всеми фибрами чувствую, что назрела необходимость ехать в Индию. Пора применять санскрит на практике, в разговоре с пандитами... Заодно и освежить хинди и/или тамил...
Об Энциклопедии я слышал, -- надеюсь, что смогу её приобрести в Питере при следующем приезде. Но проект, вообще-то, кажется необъятно-огромным. Достаточно ли в России подлинных специалистов-индологов?
С другой стороны, если вообще не работать, тогда ничего и развиваться не будет. Кстати, как у Вас продвигаются дела с Дхармакирти? Я занимался "свасамведаной" на семинаре в прошлом семестре, надо ещё писать "курсовик" (?) (Seminararbeit). Сложное дело, этот Дхармакирти...
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 17th, 2009 11:21 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
om nama.h ;sivaaya!!! - edgar_leitan - Aug. 17th, 2009 12:40 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 18th, 2009 01:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 18th, 2009 04:15 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 18th, 2009 09:59 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 18th, 2009 10:33 pm (UTC) - Expand
P.S. - edgar_leitan - Aug. 18th, 2009 01:14 pm (UTC) - Expand
lvika
Aug. 15th, 2009 04:18 am (UTC)
о Дхармакирти
Когда я была во Франции,я занималась редактированием перевода, но, к сожалению, не довела дело до конца. Сейчас я уже снова в Москве, но здесь постоянно возникает столько срочных отвлекающих дел, что обратиться к переводу (а мне осталось буквально несколько страниц) просто не хватает времени. Когда я закончу его предварительное редактирование, то обязательно пошлю нескольким людям - Фэттеру, Биргит и,возможно,Штайнкелльнеру, хотя его я побаиваюсь...
Что касается нашей энциклопедии, то она создавалась в состоянии цейтнота и готовилась к изданию в страшной спешке, поэтому многие статьи остались невычитанными и я, к моему ужасу, обнаружила множество ошибок (просто отсутствие диакритики) в латинской транслитерации. Даже в некоторых моих статья, верстка которых приходила, когда я была в Индии. Конечно,хорошо было бы иметь много "подлинных индологов", но мой опыт работы в энциклопедии (а я работала и продолжаю сотрудничать с Большой Российской (а раньше Советской) энциклопедией с 1984 года), подсказывает, что писать энциклопедические статьи могут далеко не все. Есть прекрасные специалисты, которые к этому совершенно неспособны, а есть просто эрудиты, которые блестяще это делают. В конце концов, это справочное издание для широкой публики, а не научный труд. Так что отсутствие нужного колличества "подлинных индологов" нас не остановило ...
edgar_leitan
Aug. 17th, 2009 11:29 am (UTC)
Re: о Дхармакирти
Спасибо за сведения, я понимаю... Я бы не боялся Штайнкелльнера на Вашем месте, он очень милый и никого никогда не "ест". Это как раз Биргит очень строгая!.. :)
Я вот и подумал, что в смысле "популярного издания" -- это очень даже неплохо. А то "лучшее -- враг хорошего"...
Кстати, с Беттиной мы встретились ещё раз, в индийском посольстве 13 августа, где она делала доклад об индийской эстетике. Сейчас она, кажется, уже уехала в Индию.
natalia_kor
Aug. 18th, 2009 04:00 pm (UTC)

Замечательный пост!!!
Спасибо!!!
Перепостила http://natalia-kor.livejournal.com/3098.html
edgar_leitan
Aug. 18th, 2009 04:02 pm (UTC)
Спасибо! :)
alexxdrum
Sep. 8th, 2009 11:52 am (UTC)
Немыслимо интересно, как и в целом все Вашем жж )) Вообще крайне рад был найти блог живого человека, знающего Беттину Боймер - друга Свами Абхишиктананды, одного из прошлых президентов "Abhishiktananda Society". Я, в сотрудничестве с М. Демченко (автором "Путь Саччидананды") делаю русскоязычный проект о трех отцах Шантиванам Ашрама (www.shantivanam.info), посему тематика мне крайне интересна. В общем спасибо за Ваши материалы ! Буду Вас читать.
edgar_leitan
Sep. 8th, 2009 04:28 pm (UTC)
Рад познакомиться, и спасибо на добром слове! :) Беттина -- мой учитель и близкий друг. В Индии мне приходилось немало общаться также с отцом Джеймсом Стюартом (он уже умер, к сожалению), другом и биографом Свами Абхишиктананды, он мне показывал настоящие дневники Свами-Джи, написанные его рукой оригиналы. Я до самого последнего времени и не знал, что в России Свами Абхишиктанада хоть как-то известен.
Добро пожаловать в мой Журнал! :)
(no subject) - alexxdrum - Sep. 8th, 2009 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 11th, 2009 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexxdrum - Sep. 23rd, 2009 12:38 am (UTC) - Expand
nlzo
Apr. 18th, 2017 12:00 pm (UTC)
Как раз сейчас заинтересовался кашмирским шиваизмом. И я знаю у кого про это почитать ,Эдгар!)))
( 51 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com