Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Коптская Церковь и копты



Название "копты" служит в наше время исключительно для обозначения членов Коптской Церкви, наиболее значительной христианской церковной общины Египта. Слово происходит от арабского QibTii, QubTii, что в свою очередь представляет собой искажённого арабской языковой средой греческого "aigyptioi" (египтяне). Число членов церковной общины в одном только Египте составляет от 5 до 11 миллионов. Множество коптов живёт в рассеянии, в том числе в США, Австралии, Европе.


Первоначально, в первое тысячелетие христианской эры, словом "копты" обозначались египтоязычные жители Египта и Александрии, позднее, с распространением ислама и арабизацией Египта, так называют только египетских христиан.

Коптский язык представляет собой продукт развития египетского языка, то есть это его прямой потомок. В отличие от египетского языка, использовавшего иероглифическую письменность или развившийся из неё курсив, коптский язык пользуется греческим алфавитом с добавлением 7 особых букв, развившихся из демотического египетского письма и служащих для обозначения особых звуков, отсутствующих в греческом.

В первом христианском тысячелетии коптский язык представляет собой живой, развивающийся литературный язык с двумя основными общелитературными диалектами (саидским и бохаирским), на основе которых созадаются произведения христианской письменности, — переводные и оригинальные, — а также с рядом разговорных диалектов, имеющих местное значение.

На коптском языке сохранились произведения разных религиозных общин: иудеев, христиан, гностиков и манихеев. Многие произведения великих Отцов христианской Церкви сохранились в ранних коптских переводах. Некоторые уникальные литературные памятники (напр. общинножительный устав св. Пахомия, фрагменты писем св. Антония) были написаны по коптски, по причине же их огромного значения для всей Церкви они были позже переведены на греческий, латинский и др. языки.

Многие важнейшие произведения манихейской религии (которой отдал в молодости дань увлечения такой знаменитый Учитель Церкви, как св. Августин Иппонийский) сохранились только в коптских переводах, греческие же оригиналы были утеряны. Важнейшие находки коптских рукописей последовали в 1929 и в 1945 гг.: множество гностических и манихейских кодексов.

К сожалению, с распространением ислама и арабского языка, коптский язык постепенно теряет свои позиции и с 11 века становится практически мёртвым языком. Однако на бохаиридском диалекте литературные произведения, известные по рукописям, создаются аж до 19-го века. В настоящее время коптский язык используется как язык литургии коптской Церкви.

Коптская Православная Церковь представляет собой ныне самую крупную и активную из христианских общин Ближнего и Среднего Востока. Община образовалась первоначально из фракции большинства коптоязычных (египтоязычных) и грекоязычных христиан александрийско-египетского христианства, пошедшей против решений IV, Халкидонского, Вселенского Собора (451 г. от Р. Х.) [Халкидон — ныне район Стамбула Кадикёй. Одним из главных спорных вопросов на IV Вселенском Соборе был вопрос об отношении Божественной и человеческой природ в Христе]. Коптская община образовалась в результате реорганизации древней Александрийской Патриархии.

Христология Коптской Церкви развивалась по своим направлениям, отличным от "постхалкидонской" христологии. Основными богословами, определившими вектор её развития, были Кирилл Александрийский и особенно Север Антиохийский. Коптов некоторые неправильно считают монофизитами. Однако они отвергают учение Евтихия о единой божественной природе в Христе (Евтихий говорил о "капле уксуса, растворяющейся в море").

Вместо этого, что касается соотношения природ в Христе (божественной и человеческой), они придерживаются догматической метафоры "смешения огня и расплавленного железа", то есть не являются монофизитами. Что касается Символа Веры, то копты придерживаются старого Никейского Символа [принятого на I Вселенском Соборе в 325 г. и не модифицированного на I Константинопольском, то есть II Вселенском Соборе в 381 г.]. На Халкидонском, IV Вселенском Соборе александрийский Папа Диоскур воспротивился "разделению природ во Христе" [халкидонская формула о природах звучала "неслияннo и нераздельно"]. На этом основании коптов иногда ошибочно причисляют к монофизитам.

Главой Коптской Церкви является Александрийский Патриарх, носящий титул Папы. В настоящее время это Шенуда III. В последние годы Коптская Церковь издала много Декретов, объявляющих о наличии богословского консенсуса, по многим положения, с халкидонскими Церквями, в том числе с Римско-Католической. Возможно, что не за горами возобновление евхаристического общения, после столетий вероучительных расхождений и споров.

На фотографиях изображён коптский храм св. Марка, что в Вене близ "городка ООН" (UNO-City). Это очень живая община, как большинство общин восточных христиан, живущих в эмиграции. Когда я туда сегодня зашёл, проходя мимо, одна женщина тут же пригласила меня на богослужение и вручила расписание литургий и прочих приходских мероприятий. Служба ведётся на смеси арабского, коптского и немецкого языков. Кстати, очень большое число коптов-христиан, эмигрантов, занято в Вене в газетных ларьках (это уже из области личного опыта).














Tags: Вена, Церковь, богословие, краеведение, христианство, языки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments