Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Эксперимент по поэтическому переводу с санскрита



Рискну привести ещё один вариант своего стихотворного перевода мангала-шлоки из поэтической антологии кашмирского поэта Джалханы. Подробный разбор такста и точный филологический перевод, с комментариями, приводились в недавнем посте.


Вообще-то, я хотел изначально перевести верлибром, но вовсе не опираться ни на какой размер мне представлялось недопустимым. Я следовал своему чутью, желая, во-первых, возможно более точно передать смысл подлинника, во-вторых, дать всё-таки какой-никакой — именно стихотворный перевод, а не просто литературный прозаический. Мой эксперимент дал следующие результаты.

Вместо предполагаемого верлибра или какого-нибудь ритмизированного свободного размера получился, кажется, 4-х-стопный амфибрахий (или что-то вроде того. Прошу специалистов, если что, поправить). Естественно, зарифмовывать я не стал, поскольку никакой рифмовки в оригинале нет (как и в основной массе классической санскритской поэзии вообще). Получилась силлабо-тоника, безо всякой рифмовки.

Вероятно, для "русского уха" это будет звучать несколько более привычным, нежели попытка сымитировать санскритский размер "срагдхара" — количеством и качеством слогов, что я предпринял в предыдущем посте, и что натолкнулось на довольно жёсткую критику. Итак, смысл передан, почти ничего лишнего не было добавлено. Всё равно, требуется комментарий — "причём тут разделение молока и воды", например. В общем, страноведческих или культурологических пояснений при переводе поэзии с санскрита на русский не избежать. Вся прелесть длинного размера срагдхара была, естественно, безнадёжно в данном переводе утеряна. Осталось лишь ощущение, что это некий "перевод некой поэзии".

Даёт ли это что-нибудь, я не знаю. Прошу все приводимые соображения считать рабочими предположениями, ни на что особенно не претендующими, и относиться соответственно, как к партикулярному эксперименту человека, скромно и осторожно изучающего как санскрит, так и возможности русской поэтики. А то от тумаков уже голова болит... :)

Итак, вот что получилось:

Пред Дэви склоняюсь, истоком восторга,
Юницей, блистающим перлом небесным,
Умов озареньем, что стоп почитаньем,
Как лотосов, — нежных, — Богини достигнут,
Чья суть — в острочутья игре, что искрится,
Где птица с изогнутой шеей разделит
Извечную смесь молока и водицы,
Сияньем Луны, что до дна высветляет
Бездонную тьму — без границы незнанья.

v — v v — v v — v v — v

Tags: перевод, поэзия, санскрит
Subscribe

  • Χριστός ἀνέστη

    सनातनो य इह समागतोऽप्यधो नरात्मजो नरगुरुतां जगाम सः । नृपीडितोऽभवदधमो यथा नृणां मृतोत्थितो विजितयमः सुतारणः ॥ sanātano ya iha samāgato ’py adho…

  • Моему одношкольнику профессору Владимиру Емельянову 55

    ओतूनां प्रवरस्य जातिदिवसे लोकेश्वरो यः श्रुतः आचार्यस्त्वितिहासशास्त्रविदुषां यो विश्वविद्यालये । आशासे सुविरोगतां गतशुचं तस्मै तथा मानसम् भूयासू…

  • Habent sua fata libelli

    Cегодня я, наконец-то, получил последний том "Истории русской школы" ("Русская школа XIX столетия") Алексея Любжина (philtrius),…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments

  • Χριστός ἀνέστη

    सनातनो य इह समागतोऽप्यधो नरात्मजो नरगुरुतां जगाम सः । नृपीडितोऽभवदधमो यथा नृणां मृतोत्थितो विजितयमः सुतारणः ॥ sanātano ya iha samāgato ’py adho…

  • Моему одношкольнику профессору Владимиру Емельянову 55

    ओतूनां प्रवरस्य जातिदिवसे लोकेश्वरो यः श्रुतः आचार्यस्त्वितिहासशास्त्रविदुषां यो विश्वविद्यालये । आशासे सुविरोगतां गतशुचं तस्मै तथा मानसम् भूयासू…

  • Habent sua fata libelli

    Cегодня я, наконец-то, получил последний том "Истории русской школы" ("Русская школа XIX столетия") Алексея Любжина (philtrius),…