За день до своего отъезда обратно в Индию проф. Беттина Боймер прочитала лекцию (или следует назвать — "доклад"?) в отделе культурных связей при Посольстве Индии в Австрии (что располагается прямо напротив Оперы в Вене). Тема доклада: "Approaches to Indian Aesthetics" (= Подходы к индийской эстетики), иначе говоря, нечто вроде "Введения в индийскую эстетику".
Присутствовал полномочный посол Индии в Австрии г-н Саурабх Кумар, университетские профессора, а также деятели культуры Австрии, специально приглашённые, как и личные знакомые Беттины Боймер.
Доклад сопровождался показом слайдов из личного архива проф. Б. Боймер. Главной мыслью была невозможность понять индийскую эстетику вне всего контекста традиционных религиозных и философских представлений древней Индии. Одной из важных констант этих представлений является близкая связь эстетического переживания и мистического опыта. Наилучшим образом данный аспект был разработан школами кашмирского шиваизма. Великий кашмирский учёный и мистик 10 века, Абхинавагупта, был "мыслителем-энциклопедистом" своего времени. Он был не только религиозным мыслителем, но и выдающимся теоретиком эстетики.
Также говорилось об укоренённости индийской эстетической символики в живом современном религиозном контексте с его различными ритуальными отправлениями, вне которых многое не только непонятно, но и теряет смысл.
Вопросы публики и среди неё присутствовавших интеллектуалов, большинство из которых имеет весьма смутное представление о традиционной индийской эстетике, касались часто сравнения индийских эстетических теорий с западными. Один из практических результатов лекции показался мне особенно плодотворным — понимание того, что для понимания "чужого" надо как можно более глубоко изучить и знать "своё собственное", разумея под этим укоренённость в "собственной" европейской как религиозной, так и культурной традиции.
Дурга-Махишасурамардини (Богиня Дурга, убивающая демона-асура Махишу): представлена в древнем рельефе и в танце.
Шива-Натараджа, "Царь Танца": характерная бронзовая культовая фигура, использующаяся в Южной Индии для храмовых процессий, а также изображение Шивы-Натараджи в танце (Натьянджали в Чидамбарам).
Разрисованные традиционными орнаментами из рисовой пасты стены деревенского дома в Ориссе как "благоприятный знак".
Почитание в Ориссе же дерева во дворе частного деревенского дома. Дерево является в Индии не толъко священным, но и прообразом почти всякого храма. Широко распространён архетип: "храм как дерево".
Храмовое дерево в Южной Индии (Канчипурам?)
Лингам, "икона" Шивы, как архетип искусства: переход из непроявленного состояния в проявленное.
Тамильский храм Брихадишвара, представляющий собой "мировую гору" Меру. Другим архетипом индийского храма будет Каиласа или Кайлаш, реальная гора, считающаяся престолом Шивы.
"Колесо времени" в храме Солнца в Конараке, Орисса.
Почитание лотоса в храме: лотос как одна из главных архетипических форм в индийском искусстве и религиозных традициях Индии.
Практически в каждом храме в Индии должны быть изображения пар в любовном соитии. Это, конечно, тантрический элемент в храмовом искусстве, имеющий глубокое метафизическое значение.
Орнамент "терио-фитоморфный", т. н. "хамса-латаа", изображающий стилизованного Хамсу (легендарный индийский гусь, отцеживающий молоко из воды) в переплетении с растительными мотивами.
Муже-женское скульптурное изображение Шивы, т. н. Ардха-Наришвара. Символизует неразрывную связь мужского и женского начала "во Вселенной".
Шанти!..