Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Старейшая церковь Вены: время, ставшее камнем



Храм святого Рупрехта по преданию был основан в 740 г. от Р. Х. и располагается в районе древеней, ещё римских времён, Виндобоны, — так сказать, в самом сердце серёдки исторической Вены. До 1147 года церквица сия была городским венским приходом, позже передав эти функции "юному" собору св. Стефана.


Храм посвящён св. Рупрехту (или Руперту, также Hruodpert или Ruodbert), небесному покровителю зальцбургских солекопов, называемому также "апостолом Баварии". Св. Руперт действовал в конце 7 века и был своим высоким происхождением связан с королевским домом Меровингов. Будучи епископом Вормсским, св. Руперт святительствовал в Регенсбурге, потом отправился вниз по Дунаю с целью проводить христианскую миссию среди язычников-аваров, пока не очутился в Зальцбурге.

Там он встретил теплющуюся ещё с aнтичности монашескую общину, с которой совместно он и воздвиг собор св. Петра. С возведением зальцбургского собора, а также с обновлением монашеской общины в Зальцбурге возник бенедиктинский монастырь (аббатство), являющийся самым древним монастырём в немецкоязычном пространстве Европы.

В Средневековье соль была одним из важнейших товаров государственной монополии, торговля которым была в ведении особого "соляного ведомства" (Salzamt). В Вене возле храма св. Рупрехта производилась оптовая торговля солью, добытой в зальцбургских соляных копях…

Церковь, какой мы её видим сегодня, множество раз перестраивалась, терпя многоразличные бедствия в виде пожаров, аварийных состояний, а также фантазий отдельных архитекторов-новаторов. В центральной апсиде храма мы с чувством благоговейного трепета находим старейшие в Вене витражи (третья четверть 13-го века!), соседствующие с новоделом (боковые окна, 1992 г., авторства Лидии Роппольт, а также сделанные в 1949 г. Хербертом Тахедлем).

Римско-католическая община св. Рупрехта считается очень открытой по отношеню к самым разным людям, приходящим сюда по разнообразным причинам — и далеко не только формальное соседство является тому побудительным мотивом. Насколько я лично могу судить (не являясь прхожанином храма св. Рупрехта, а только временами сюда заглядывая), многие из прихожан-захожан — молодые люди из интеллектуальной, литературной или художественной среды. Я знавал прежнего ректора, августинца-эремита о. Йоопа Руланда, голландца по происхождению. Ещё более мне знаком теперешний ректор храма, иезуит о. Гернот Виссер SJ. Нашему знакомству уже 16 лет, когда мы вместе были в новициате Общества Иисуса в Иннсбруке. Правда, с тех пор мы очень редко пересекались...

К слову сказать — насколько я могу судить, ныне у иезуитов, кроме в целом терпимого отношения к человеку в его разнообразных слабостях и немощах (что я могу только сочувственно приветствовать), наблюдается порой, с точки зрения моего достаточно консервативного литургического вкуса, чрезмерная увлечённость всяким литургическим "модернизмом". А то и вполне себе бесшабашным "постмодернизмом"... Так что на некоторых Мессах ты уже не вполне уверен, где ты находишься, не перепутал ли ты свою цель, и не следует ли тебе, чего доброго, ретироваться подобру-поздорову...

Уютная церквица святителя Баварского (кстати, исходя из времени его жития и деятельности, он, судя по всему, смело может считаться также и православным святым (sic!!!)) — так вот, храмик сей даёт приют, помимо руководимой отцом-иезуитом общины, ещё и количественно немалой общине, состоящей из ливанских арабов-маронитов, уже свыше 850 лет являющихся "католиками восточного (сирийского) обряда". Предстоит им хороший мой приятель и некогдашний долголетний сосед, сравнительно молодой ливанкий священник, о. Мишель Харб, в 2005 г. бывший моим радушным и гостеприимнейшим хозяином в своей чудесной маленькой ближневосточной стране, от очарования которой я до сих пор опомниться не могу...

Маронитская община собирается на свою Литургию обычно по воскресеньям. Сие "ХАго КадИшо" служится по большей части на арабском, лишь отдельными молитвословиями, — Трисвятым и Молитвою Господней, — напоминая о своём арамейском, сирийском происхождении, а равно и душу рвущими умилительными мелизмами древних литургических песнопений...

Увы, как и многие "униаты" восточного обряда, марониты сильно латинизированы в литургии и паралитургических службах. Ярко раскрашенную и стандартно выглядящую фатимскую куклу (да простят меня её почитатели...) мне приходилось находить в самых наиотдалённейших, от зрака человеча спрятавшихся храмиках горного Ливана, что вокруг Долины Святых Каддишо...

... ... ... ...

И всё это — наидревлейший из венских, такой небольшой и уютный, храм св. Рупрехта... Не ведаю, знает ли о его существовании большинство задыхающихся от суетливой беготни туристов, спешащих мелькнуть в расположенном недалеко величественном соборе св. Стефана и мчаться в безумии своём дале, в магазины и бутики, не оставив и тени следа на его стенах — что в сей малой церквице к нам в безмолвии обращается сама камнем ставшая История...















Правый боковой неф и боковой алтарь, где находится дарохранительница со Святыми Дарами.

























Tags: Вена, история, католичество, краеведение, христианство, церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments