?

Log in

No account? Create an account

Next Entry

мы призваны в общение...

Не мне, не мне бы говорить о том, что это такое--общение с Богом. Об этом надо спрашивать тех, чьё знание--из опыта. Это очень не похожие на меня люди--подвижники, именно ради общения с Богом отдавшие всё и до конца. Об этом вновь и вновь говорится в евангельских притчах (...) Подвижники, отдающие общению с Богом все силы своего неразделённого сердца, смотрят на нас ведь не только с древних икон и фресок, не только из "уснувшей памяти веков", как сказано у Владимира Соловьёва. И сегодня реальность подвижничества--живая. Кто-то совершает свой безмолвный подвиг в ту самую минуту, когда я обдумываю эти строки или когда ты, читатеь, их проглядываешь. За себя и за нас. Кто-то отвращает свой взор от всех вещей и от собственной воли, чтобы неотрывно смотреть в одну сторону--в сторону Бого. Кто-то сходит в "глубину молчания", по Иоанну Лествичнику, чтобы слышать голос Бога, зов Бога. Эти люди--знают.


(...) И вот самое первое правило, касающееся общения с Богом, правило, которое должен знать каждый: в этом деле нет места воображению (...) воображение перекрывает именно те каналы, по которым только и может дойти до нас реальная, действенная благодать. Традиционный язык аскетики именует духовный самообман "прелестью" (тот же корень. что в слове "лесть"). Если грех, вина, суета препятствуют общению с Богом, то "прелесть" подменяет его собой, исключая самую его возможность (...) Есть только один род места, где встреча с Богом заведомо невозможна по определению: это место воображаемое. Там можно встретить только поддельный призрак Бога (...) Почему отпетым грешникам, по смыслу стольких евангельских текстов, легче встретиться с Богом, чем фарисею? Потому, и только потому, что они не обманывают себя относительно состояния своего "я"; а фарисей принимает за своё "я" некую внешнюю личину (...)
Основа общения -- уважение к свободе личности бытия другого, с кем мы общаемся. Злая воля "самости" стремится поработить ближнего, поглотить его личность. Она посягает и на верховную свободу Бога (...) Он [Бог] свободен -- пожалеть. Пока мы, с верой или скепсисом, понимаем это более или менее сентиментально, может показаться, будто проблем для верующего здесь нет; не утешительнее ли, в самом деле, иметь Бога, который способен помиловать, нежели немилостивого? (...) Но дело не так просто. Пока речь идёт о том, чтобы пожалели нас, простили и помиловали нас, нам это нравится (...) Проблемы возникают, когда предмет вольной, а потому поистине неисповедимой милости Божией--не мы, а некто иной. Этот иной может быть злым обидчиком. Пожалуй, мы особенно уверены в нашем праве требовать от Бога неумолимости в тех случаях, когда обида -- не личная, а национальная, всенародная (...)
Есть люди, которым легче телом и душою повергаться перед Богом во прах, простираться ниц перед Его беспредельным и запредельным величеством, чем каждый миг воздавать Ему самое простое уважение, такое, какое мы обязаны воздавать даже ближнему своему, даже равному, тем более --старшему. Простая наука, которой хорошие родители учат детей. Дослушивать, не перебивая. Притихнуть, чтобы как следует расслышать. Не стараться непременно оставить себе в разговоре последнее слово. Не "вклиниваться" в речь Собеседника, не подсказывать ему. Без этих элементарных правил общение вовсе невозможно, тем более -- общение с Богом.
У самых истоков библейской традиции--запрет: не сотвори себе кумира. Кумир здесь -- не просто произведение языческой религиозной пластики, божок из дерева, камня или металла. Кумир -- это материализация кощунственной идеи о божестве, которым можно манипулировать. Будучи сотворён руками человеческими, кумир остаётся во власти этих рук как магическое орудие, при помощи которого община может расширить свою власть над миром зримым и незримым. Кумир -- так сказать, нужная вещь. Выбор между ним и Богом Живым Библии--это выбор между манипуляцией и общением. Самый решающий выбор, который мы вновь и вновь совершаем в нашей жизни.

С. С. Аверицев, София-Логос. Словарь. Дух i Лiтера: Киев 2001.

 

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
edgar_leitan
Oct. 15th, 2008 11:05 pm (UTC)
первый комментарий -- мой собственный :-)
Это извлечения из одной из любимых мною статей покойного Сергея Сергеевича Аверинцева (а какие из них нелюбимые?..), хотелоь бы ощутить их в некотором роде "программными" при появлении этого ЖЖ, задуманного как форум доброжелательного общения
gornyj
Oct. 16th, 2008 10:32 am (UTC)
Re: первый комментарий -- мой собственный :-)
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
*смущаясь*: а можно надеяться на Ваши воспоминания о С.С.Аверинцеве?
Спасибо Вам, и - доброго плавания в водах ЖЖ! :))
edgar_leitan
Oct. 16th, 2008 10:51 am (UTC)
Re: первый комментарий -- мой собственный :-)
Спасибо Вам за благопожелания! Как-то пока об этом не думал.Пытаюсь пока что разобраться с нахлыном новой информации из ЖЖ.Но вообще,может быть,стоит попытаться со временем что-нибудь о С.С. и написать.
xenia_mikhailov
Oct. 16th, 2008 11:42 am (UTC)
Прошу извинения за вмешательство.
Напиши, видишь, народ просит...
Можно же как-нибудь не очень лично.
edgar_leitan
Oct. 16th, 2008 12:33 pm (UTC)
Re: Прошу извинения за вмешательство.
Да обязательно напишу в ближайшем будущем. Надо только собраться с духом и выкроить время.
xenia_mikhailov
Oct. 16th, 2008 12:50 pm (UTC)
Re: Прошу извинения за вмешательство.
Ждем!
mkharitonova
Oct. 16th, 2008 04:02 pm (UTC)
Re: Прошу извинения за вмешательство.
Присоединяюсь к уже прозвучавшим просьбам.
edgar_leitan
Oct. 16th, 2008 10:25 pm (UTC)
Re: Прошу извинения за вмешательство.
ну раз народ просит,попытаюсь в ближайшее время
tevzir
Oct. 16th, 2008 01:14 pm (UTC)
Спасибо Вам за этот драгоценный текст, за то что именно этот фрагмент процитировали. Очень люблю Аверинцева.
edgar_leitan
Oct. 16th, 2008 01:26 pm (UTC)
текст
Это,к сожалению,лишь некоторая часть.Печатал поздно ночью,так что сокращал.Выпущенные места отмечены пунктиром в скобках.
tevzir
Oct. 16th, 2008 01:52 pm (UTC)
Re: текст
Да, я поняла, что это некоторая часть с сокращениями, я неверно использовала слово фрагмент.
Все равно спасибо за извлечения!
edgar_leitan
Oct. 16th, 2008 01:54 pm (UTC)
:-)
Может быть,перепечатаю при случае всю статью...
tevzir
Oct. 16th, 2008 01:59 pm (UTC)
Re: :-)
Сейчас думала поискать эту статью в сети, а гугл уже на Ваш ЖЖ направляет и на цитирующих Ваш же ЖЖ:))
edgar_leitan
Oct. 16th, 2008 02:09 pm (UTC)
Re: :-)
ООО!.. :-)
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com