?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Грустится по Ливанским горам, тоскуется по добрым людям, которых пришлось там встретить. И по сотням, тысячам лет истории истового христианского подвижничества, от которого ныне остались там, пожалуй, лишь слёзы и предметы материальной культуры. Которые, вероятно, уже поколения через два перейдут в руки мусульман, чтобы навеки и безвозвратно сгинуть во имя превратно понятых требований Бога...
[Для получения полнометражных фотографий просьба "кликать" на снимок 3 раза, последовательно раз за разом, левой половиной мышки]




На самой верхней фотографии -- внутренность кельи горного отшельника, подвизающегося вверх по склонам горы, на отвесных скалах, недалеко от северно-ливанской христианской деревушки Хардин, родине одного из любимых маронитских святых (Nighmatulla Kassab al-Hardini). Отшельник, которого я с другом и проводником во время нашей поездки по горам северного Ливана повстречали случайно -- приходской батюшка из деревушки Хардин. Своими руками понастроил несколько келлий на вершинах высоких и малодоступных скал, живёт там какую-то часть года. Всё сетует на недостаток отшельнических и монашеских призваний. Радушно пригласил обследовать скальные кельи, а также всё уговаривал пожить здесь какое-то время. Конечно, получилось бы в таком случае не отшельническое житие, а нечто вроде скитского... Но, надо признаться, сердце сжималось, да и до сих пор, бывает, трепыхнётся при воспоминании о радушном хардинском батюшке, любителе пустынножительства, и при мысли о его приглашении... Ему мы тогда подбросили с оказией канистры пресной воды в его кельи, а также какие-то вещи по хозяйству.

Кстати, на второй сверху фотографии изображён не сам батюшка (его я как-то постеснялся тогда фотографировать -- сам не знаю почему, о чём после не раз пожалел...) -- а его молодой послушник, которого мы с моим провожатым случайно подобрали по пути, когда ехали по петлявым горным дорогам. Молодой человек собирался провести в скальной келлии два или три месяца. Через него-то мы и познакомились с хардинским отшельником.



А это маленький скит прямо при дороге, выстроенный тем же неутомимым хардинским батюшкой, его собственными руками. Стоит и дожидается насельников...



Скальные кельи, как ласточкины гнёзда. Попасть туда возможно лишь по верёвочной лестнице, по каким-то деревянным подобиям лесенок или хлипких дощечек. В некоторых местах в скалы вделаны металлические тросы -- для страховки. Выглядывая из окон кельи, видишь прямо по собою зияние пропасти в пару сотен метров глубиной, слышишь дикие, устрашающие завывания ветра. Ни один звук с побережья сюда не доносится, лишь разноголосица нетронутой (пока что) природы. Говорят, что зимою здесь наваливает несколько метров снега, начисто перекрывая подходы. Как же жили здесь отшельники многие сотни лет?..





Церквочка близ придорожного скита, с имеющейся при ней полуподземной келлией, переделанной в ризницу. Перед ней -- непременная латынская статуя Богородицы, каких много в Европе, да и вообще где угодно. В самой церкви -- довольно старые иконы с сирийскими (арамейскими) надписями (даже ещё без арабских), 19-го века или более старые. Маронитские иконы или картины (а кое-где и греческие, православные образа) в комбинации с латынским Мадоннами производят странное впечатление неуместной эклектики.

Делается грустно -- в том числе и потому, что свой исконный сирийский (арамейский) язык ливанские марониты практически утеряли, в том числе и "благодаря" реформам II Ватиканского Собора, поспешившим с повсеместным переходом на "народные" языки, с пренебрежением традиционными литургическими. Как мне рассказывали старые люди на Ливане, ещё в начале -- в первой половине 20-го века многие марониты знали бытовой сирийский-арамейский язык, а также понимали сирийскую Литургию. Насильственная "демократизация" в Церкви положила этому конец. В Литургии от него остались отдельные молитвы (Трисвятое, Молитва Господня, отдельные гимны), всё остальное на (литературном) арабском, проповеди на разговорном ливанском диалекте арабского языка.





Женский православный монастырь почти на самом средиземноморском побережье, близ города Шекка. Когда мы приехали туда, нам без всяких препирательств дали ключи от недалеко расположенной древней полуподземной православной часовни. В этом же православном монастырьке, в лавке, продавались, кроме русского софринского иконного ширпотреба и греческих образов современного письма, также вполне себе хорошенькие то ли сосновые, то ли кедровые католически Богородичные чётки, которые я и не преминул купить.



Эремиториум (пустынь) близ Анная, что в свою очередь не так далеко от города Библос (Джбайль), где во второй половине 19-го века подвизался тихий маронитский святой Шарбель. У меня сложилось впечатление, что чуть не каждый третий или четвёртый мужчина из христианской семьи в Ливане носит имя в честь этого ныне знаменитого подвижника благочестия.
В самом ските живут, кажется, двое монахов. В келью св. Шарбеля допускаются паломники (язык не поворачивается назвать их туристами). Здесь чувствуется такое... Не знаю сам... Когда туда вошло стадце школьников, и все они вдруг опустились в безмолвии на колени, у меня, признаться, к глазам подступила предательская влага...



А это общежительный монастырь в Анная в горах близ Библоса, где первоначально подвизался святой Шарбель (вид со стороны скита). Ныне также действующий монастырь и центр паломничества.



Армянский католический (мехитаристский) монастырь, резиденция армянского католического Патриарха.





Одна из долин, примыкающая к Долине Святых "Каддиша". В ней также расположено несколько монастырей -- православных и католических-маронитских. Интересно на Ливане смешение или же тесное соседство различных христианских конфессий, порой в одной и той же маленькой деревушке. Мои ливанские друзья мне рассказывали, что обычно христиане живут между собой дружно и практикуют если не "интеркоммунион", то по крайней мере посещают богослужения других конфессий. То ли "ересь экуменизма", то ли просто жизнь научила христиан ладить между собой, в близком соседстве с мусульманами.







Маронитский монастырь св. Антония, откуда в арабском мире якобы распространилось книгопечатание, дело вообще-то здесь довольно позднее. В монастырском музее можно рассмотреть первые печатные станки и прочие связанные с книжным делом достопримечательности.





Тут же поблизости церковь, высеченная в скале. Вообще, марониты очень любили устраивать свои церкви и монастыри в скалах или иных труднодоступных местах. Вероятно, имея в виду близкое соседство воинов Аллаха с их "единственно верным учением" и следующим из того рвением всех подвести под один знаменатель.



Начало Долины Каддиша, сверху. Здесь же -- христианская деревня Бшарре, откуда родом всемирно знаменитый ливанский поэт Джибран Халиль Джибран, друг не менее известного ливанского писателя Михаила Нуайме, долголетнего друга русского академика-арабиста И. Ю. Крачковского. Насколько всё в мире связано между собой!











Колыбель маронитского общинножительного иночества -- монастырь Мар Лиша в Святой Долине.







Родственник моего ливанского хозяина с попугаем на плече, уроженец здешних мест, мой проводник по Ливанской Святой Долине.







В главном заповедном кедровнике ("Арз"), на фоне старейшего ливанского кедра. Как говорят, это могучее дерево было современником библейского царя Соломона, насчитывая несколько тысячелетий. Ливанский кедр известен своим сугубо медленным ростом. На всём Ливане осталось очень немного кедровников -- и все они строго охраняемые заповедники, хотя отдельные деревья встречаются чаще.





Comments

( 14 comments — Leave a comment )
segop
Sep. 1st, 2009 04:20 pm (UTC)
Мать-пустыня - мысленный рай!
Благодарствую, дорогой профессор, за замечательное повествование Ваше о сих всех святых и достохвальных пустынных келиях, как и чудесные светописи. Жаль, что никогда уже не побывать мне в тех местах... Ну, так делать нечего: проживём и так. Срубил и я келью под прионежской елью. Сижу себе в ней да на фессорские снимочки поглядывая. В том и утешение нахожу душе своей прозяблой, и очам стариковским отраду...
edgar_leitan
Sep. 1st, 2009 09:36 pm (UTC)
Re: Мать-пустыня - мысленный рай!
Очень рад, Геронте, что зело утешил. Оно и для меня утешительно, светопись ту просматривать да дни путешествия своего ближневосточного воспоминать. Может, и сподобит Аллашенька ещё разок места сии благословенные воочию узреть.
edgar_leitan
Sep. 1st, 2009 09:37 pm (UTC)
Нашёл там и кое-что из виденного мной -- монастырь св. Антония Великаго. Спасибо за ссылочку.
segop
Sep. 2nd, 2009 04:37 am (UTC)
буддист паломник у святынь горняго Ливана
А всегда пожалуйста!
edgar_leitan
Sep. 2nd, 2009 10:34 am (UTC)
Re: буддист паломник у святынь горняго Ливана
Всё это разные формы милой моему сердцу Внутренней Латгалии ;))
man_inthestreet
Sep. 1st, 2009 07:40 pm (UTC)
Красота!
edgar_leitan
Sep. 1st, 2009 09:33 pm (UTC)
До сих пор вздыхаю...
nsaik
Sep. 2nd, 2009 08:30 am (UTC)
С ума сойти как здорово....!!!!
edgar_leitan
Sep. 2nd, 2009 10:35 am (UTC)
:))
Eleonora Akhmatova
Aug. 31st, 2014 05:55 pm (UTC)
Дорогой Эдгар, хотелось бы в первую очередь поблагодарить Вас за интересную виртуальную экскурсию по моим любимым горам Ливана. Но позвольте сделать маленькую ремарочку. То, что Вы называете в Ваших описаниях КЕДР (на арабском Арз) с прилагающимися фотографиями, это не Кедр. На арабском Арз означает Ель (это Вам подтвердит любой араб). А Кедр на арабском будет Санобар (это тоже подтвердит любой араб). Так же в этом Вы сами можете убедиться через Википедию например. Кедр выглятит по другому, высокое дерево с пышной кроной, голым стволом и съедобными орешками в больших шишках. А у Вас на фото самые настоящие Ливанские Ели (на флаге страны тоже они).
Сама не знаю почему, но очень часто встречаю на форумах эту ошибку. Многие путаю Кедр с Елью.
С Уважением Элеонора.
edgar_leitan
Sep. 2nd, 2014 03:19 pm (UTC)
Уважаемая Элеонора! Спасибо за Ваше замечание и Ваш интерес. Однако, мне арабы объясняли как раз по-другому. :) Увы, эта поездка была уже столько лет назад... Время бежит, никого не щадя...
nlzo
Apr. 9th, 2015 10:23 am (UTC)
Прекрасные места и прекрасные люди. А келья на первом фото вызывает какое-то внутренее щемашее чувство.
edgar_leitan
Apr. 10th, 2015 09:21 am (UTC)
Ой, как далеко Вы забрались! :)
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com