?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Зашёл в церковь, уфф...



Чем далее, тем меньше мне хочется заходить (увы) в местные "латынские", сиречь римско-католические храмы. Впрочем, они уже давно никакие не латынские, за самым малым исключением… Всё не отпускает меня прошлая воскресная проповедь в Венском Соборе св. Стефана на тему "Еффафа" („Отверзись!“ — см. Мк 7:34), ноя не вышедшей из тела, загноившейся занозой.


Хотя бы в церкви думал найти передышку от суеты всяческих current events. Так нет же! И тут — ужасы кризиса, "божественная педагогика", являемая с его помощью, набор всяческих помятым алюминиевым тазом звучащих лозунгов, от которых уже тошнит. "Вена должна вновь стать kinderfreundliche Stadt", то есть примерно — "городом, где любят детей". Призывы австрийцам поживее размножаться, потуже затянуть пояса. Бесконечная солидарность-солидарность-солидарность! И это в церкви — как будто вся эта натужная "солидарность" — всё то, что нынешним задохликам-христианам осталось от завещанной Христом любви…

Тон проповедующего батюшки — надрывный, останавливающийся на самой грани крика, да ещё и с каким-то простонародным гнусавым диалектным призвуком. Всё это должно как бы подчеркнуть драматизм положения. Риторика, риторика, — даже и не литература... Как надоели все эти чтения из Писаний "с выражением"! Получается: "Слушайте все МЕНЯ, как Я читаю!"

И на фоне этой высокой, политически актуальной патетики про Европу и её нынешние невзгоды — серая скудость пореформенного католического ритуала, почти напрочь ужавшегося до стандартного набора позиций тела (сесть — встать — сесть, ну и разок на коленки, на "волшебные слова" Пресуществления). Хорошо, что хоть воскурение ладаном на Offertorium оставили.

А милый моему сердцу ещё по питерскому Ковенскому переулку, да и по детским воспоминаниям из Латгалии ритуал Asperges (окропление святой водой в начале Мессы) куда-то помножили на ноль. Нет его! Остался только на Пасхальное торжественное богослужение, да и то в довольно куцем виде...

И бесконечные рассуждения о том, что вся эта "еффафа" — лишь "в переносном смысле", будто бы нам в назидание. О социальных проблемах слепых, немых и прочих инвалидов, которых уже скоро будет неполиткорректно называть "инвалидами" (Behinderte). О немой парламентарше где-то в Германии, которая со своими избирателями общается на языке глухонемых...

Всё бы это ничего, да всё это и правильно, в общем. Но насколько же это не вяжется с древними стенами Собора святого Стефана! Уф, как бы это объяснить... Как будто опилок поел...



Comments

( 29 comments — Leave a comment )
flying_bee2
Sep. 12th, 2009 03:46 am (UTC)
"А пронзительный ветер - предвестник зимы -
Дует в двери капеллы Святого Формы,
И поет орган, что всему итог -
Это вечный сон, это тлен и прах!
- Но не кощунствуй, Бах, - говорит Бог.
- А ты дослушай, Бог, - говорит Бах.
Ты дослушай!...
(Александр Галич)

Желаю Вам, чтобы опилочный привкус прошел!... :)
edgar_leitan
Sep. 12th, 2009 09:59 am (UTC)
Спасибо! :)
segop
Sep. 12th, 2009 10:47 am (UTC)
Хорошо и назидательны даже и Ваши филиппики, профессор дорогой, но где, скажите мне на милость, где же обещанная Вами (уж с седмицы полторы тому)тефтонская капелла?
edgar_leitan
Sep. 12th, 2009 11:03 am (UTC)
Преподобне, я ведь не токмо светопись святую желаю выложить, но равно и несколько словес ог гистории сей святыньки. А на сие потребно время. Будет, не сумневайте ся, в самое же наиближайшее будущее, Господу споспешествующу да под условием Апостола святаго Иакова!
segop
Sep. 12th, 2009 11:06 am (UTC)
Господу споспешествУющу...
Ну, уж ежели сам апостол Ияков Вам порукою, то жду с превеликим нетерпением.
edgar_leitan
Sep. 12th, 2009 01:47 pm (UTC)
Re: Господу споспешествУющу...
Ва! Вэ имру "омейн!"
triglochin
Sep. 12th, 2009 08:21 pm (UTC)
доверяю вашим ощущениям, "опилочность" проповеди, вероятно, нельзя определить по персказу содержания :) а так показалось, что многие пункты весьма толковы... если, конечно, воспринимать их по существу, "замылить" можно даже лучшие вещи (мне, наверно, остро недостает если не политкорректности, то чего-то, что с моей точки зрения - норма вежливости, в некоторых "местных" проповедях :)

Интересно, как по-разному выглядят одни и те же вещи с разных сторон - впрочем, ритуал и правда прекрасен, если не довлеет себе.
edgar_leitan
Sep. 13th, 2009 11:38 am (UTC)
Уж очень там все фразы были суконные, хоть и правильные. И тон надрывный, чего я лично в церкви, да и везде не переношу. Вежливость и нежелание обидеть -- это одно, а политкорректность -- это весьма агрессивная левая идеология.
А под "местными" проповедями Вы подразумеваете рижские? Какие именно -- православные или р-кат.? Я когда в последний раз был в Риге, так вообще кат. проповеди слушать уже не мог. Там как правило даже выверенной риторики нет.
Что касается ритуала: я в детстве находился именно под впечатлением красоты ритуала и вообще всей таинственной, "иной" окружающему миру церковной атмосферы. Понимание стали приходить много позже. Для ребёнка вообще неважно "что" и "о чём", сколько -- "как". А сейчас Мессу стараются сделать "понятной" как бы даже детям младшего школьного возраста. И это, я считаю, неправильно.
edgar_leitan
Sep. 13th, 2009 11:41 am (UTC)
addendum
Впрочем, иногда (редко, конечно) встречаются проповеди, -- даже и неказистые и не особо интеллектуальные, да и не особо "духовные", -- но дух при этом так захватывает, что глаза сами увлажняются. "Это и есть контакт", -- как написал Уильям Бэрроуз по несколько другому поводу...
triglochin
Sep. 13th, 2009 06:18 pm (UTC)
Re: addendum
я имела в виду православные. Так почему-то сложилось, что в основном, кроме православных, общаюсь с протестантами (в библейском обществе, BDL и пр.), но у меня есть друзья, которые очень тепло отзываются об о. Андрее Кравалисе; наверно бывает, что недостатки видно у себя, а в другой общине - как таз то, чего у себя не хватает (так, увы, не всегда получается, но всегда радует).

Из своего опыта могу сказать, что, хотя я с самого начала стремиась понять богослужение, именно ощущения (правда, уверена, что дело здеть не только и даже не столько в эстетике) первое время были основным подспорьем. Недаром ведь говорят, что человек - существо и духовное, и душевное, и телесное (как-то коряво выходит, но, вроде, понятно), сначит, нужно и внешнее, пусть внутреннее - первично. Правда, я вовсе не возражаю против "простых" служб - пусть только будет выбор (по рассказам, литургию служили как-то раз даже просто в подвальчике фонда А. Меня в Риге, да я на пару лет опоздала с обращением, чтобы там быть)

А дух - это вообше самое главное :)
edgar_leitan
Sep. 13th, 2009 06:27 pm (UTC)
Re: addendum
Вы знаете о. Андрея Кравалиса?? Он мой сокурсник по рижской духовной семинарии и сосед по комнате в тамошнем общежитии, когда-то мы близко приятельствовали, но уже несколько лет не общались...
triglochin
Sep. 13th, 2009 07:40 pm (UTC)
Re: addendum
к сожалению, лично не знаю, lai gan izskatās, ka pasaule tik maza un apaļa :)
edgar_leitan
Sep. 13th, 2009 07:51 pm (UTC)
Re: addendum
Patiesi ;) Nav nemaz apaļa, tikai maza... :))
piotr_sakharov
Sep. 13th, 2009 02:15 pm (UTC)
О литургическом чтении: а что, лучше, когда текст неосмысленно и небрежно пробубнивается, безо всякой логической перспективы?

Об "Asperges": возможно, там его и не множили на ноль, поскольку и в дореформенной версии мессы он был лишь факультативным воскресным вариантом Акта покаяния. Были, насколько мне известно, регионы, где эта практика и прежде отсутствовала. Не знаю, как в св. Стефане. Если она там действительно была и упразднилась, то жаль.

О солидарности: не вижу здесь никакого противоречия. Она действительно является очень важной составляющей христианской любви, о которой забывают или просто не задумываются. И то обстоятельство, что термина этого нет в НЗ, еще не делает его неевангельским. Терминов "Единосущный" и "Троица" в Евангелии то же нет.

edgar_leitan
Sep. 13th, 2009 04:39 pm (UTC)
О чтении: ни то, ни другое. Мне лично, каюсь, действует на нервы как непонятное и сухое бубнение, так и надрывная театральная декламация. Должна быть золотая середина, которая, будучи удобослышимой и не "скучной", обращала бы внимание на Слово, а не на чувства декламатора.
Asperges: я понимаю, что это не универсалия христианского жития :) Поэтому моё жаление здесь носит условный характер, это просто сожаление о том, что так нравилось в детстве и ранней юности, и чего мне недостаёт в Мессе теперь. Я вообще человек ностальгический.
Дело в том, что у нас слово "солидарность" давно превратилось в расхожий штамп (как, вероятно, в других местах слово "любовь"), который употребляют как церковные деятели, так и политики почём зря. Ничего в ней самой нет плохого, наоборот. Но мне кажется, что, переходя в церковной проповеди исключительно на сухой паёк "солидарности" (которую Аверинцев называл "самым холодным видом любви"), планка опускается чересчур низко.
Я бы назвал солидарность не столько "важной составляющей христианской любви", а просто "социальной добродетелью". Но увы, мне она режет слух тем, что превратилась в убогий штамп.
P. S. Мне известно, что многих более поздних богословских терминов нет в Библии...
piotr_sakharov
Sep. 13th, 2009 05:07 pm (UTC)
А, Вы про _надрывную_ декламацию. Тогда да, полностью согласен. Сам я тоже сторонник золотой середины и, когда доводится самому читать на богослужении, стараюсь именно так: размеренно, четко и несколько остраненно на эмоциональном уровне, как бы воссоздавая те "мазки", которые делает библейский автор, и созерцая каждый из них; изредка выделяю голосом наиболее важные смысловые ударения.

Что до солидарности, то этим понятием я проникся через нравственное богословие горячо любимого мною Бернхарда Геринга (Häring).


edgar_leitan
Sep. 13th, 2009 05:21 pm (UTC)
Я о. Б. Херинга давно не читал, со времени окончания своего курса по богословию (но и тогда не столь много). Посмотрю при случае.
Не поймите меня превратно, я очень даже ЗА солидарность, хоть христианскую, хоть какую угодно секулярную. Но именно что -- интонация, интонация... :)
piotr_sakharov
Sep. 13th, 2009 02:22 pm (UTC)
Да, и еще.
"Всё бы это ничего, да всё это и правильно, в общем. Но насколько же это не вяжется с древними стенами Собора святого Стефана!"

А что надо, чтобы с ними вязалось? Чтобы в литургической проповеди вечное слово Божие перестало быть обращено к современному человеку с его нынешними и здешними проблемами? Евангелие всё же дано было Спасителем не в качестве интеллектуальной жвачки для избранных.

edgar_leitan
Sep. 13th, 2009 04:51 pm (UTC)
Нет, мне именно эта проповедь как раз и показалась "интеллектуальной жвачкой"...
А что бы "вязалось"? Трудно сказать -- наверное, уж не стилизованная архаика или исключительная "духовность", а тем более не "интеллектуальная жвачка". Нечто трудноуловимое в интонации, которое бы заставило подумать, что за произносимыми, в общем-то, вполне правильными словами, ещё что-то стоит, кроме желания сказать эти верные слова.

Странновато рассуждение с надрывом о необходимости "солидарности с бедняками" и об "ужасах кризиса", а также о "необходимости для нации размножения" от человека, который: 1) имеет очень неплохую (более 2000 евро) и при любых кризисах абсолютно гарантированную зарплату, 2) которого практически не могут уволить, а также 3) имеющего гарантированное почти бесплатное жильё; 4) который сам не несёт ответственности за своих детей и семью (целибат).
Но я в этой заметке постарался не абсолютизировать (разве что самую малось...), а просто передал своё точечное впечатление от конкретной воскресной службы.
piotr_sakharov
Sep. 13th, 2009 05:19 pm (UTC)
Да, теперь понятно, что Вы имели в виду. Это я очень хорошо понимаю, и тут целиком солидарен :) с Вами.
С другой стороны, мне не раз уже приходило в голову: а что же, те пастыри, которые находятся в подобном более благополучном положении, чем многие из их паствы (и гарантированно благополучном), вовсе не должны проповедовать этой пастве какие-то стороны Евангелия? Наверное всё же должны, но формы такой проповеди должны быть сугубо тактичными и продуманными. И хорошо если еще подкреплены каким-то личным (не демонстративным, конечно) примером, который известен пастве.
edgar_leitan
Sep. 13th, 2009 05:25 pm (UTC)
Конечно, должны. Но, как Вы верно заметили, интонация должна быть более деликатной... А то получается, как я нередко наблюдал в Латвии, Литве или Австрии (правда, здесь меньше) на католических проповедях: батюшка мечет громы и молнии на тех, кто на службу заведомо никогда не ходит, но упрекает-то в этом "как бы" своих верных прихожан!
piotr_sakharov
Sep. 13th, 2009 05:37 pm (UTC)
Для меня, однако, стало неожиданным открытием, что у вас там ксендзы СТОЛЬКО получают. Я почему-то был уверен, что даже в такой дорогой стране, как Австрия, эта цифра много меньше.
edgar_leitan
Sep. 13th, 2009 05:59 pm (UTC)
Капелланы действительно получают поменьше. А вот если ты настоятель, да ещё пара каких-нибудь других формальных обязанностей имеется, то цифра и вправду может превысить 2000 евро в месяц. Это притом, что в приходском доме надо оплачивать только коммунальные услуги и другие сравнительные мелочи, вроде электричества и обогрева.
Так что ксендзы в Австрии -- это неплохо обеспеченный средний класс. Да социальные гарантии, что тоже немало по нынешним временам.
jacopone_da
Sep. 14th, 2009 06:48 am (UTC)
Да, не сделали Вам красиво))) Жаль...
edgar_leitan
Sep. 14th, 2009 01:51 pm (UTC)
Ну, мне-то лично никто ничего не делал... Видимо, для меня это вообще не было предназначено.
pevchaya_ptiza
Sep. 14th, 2009 08:05 am (UTC)
Призыв к размножению - это круто :))) Вспомнились аналогичные воззавния наших светских властей (Путин - 2 ребёнка, Медведев - один, и т.п.). Для меня в социально-демографическом плане поубедительнее будет наш приходской батюшка, у которого жена - детдомовка с тяжёлой наследственностью и, похоже, не на 100 % здоровая на голову. Живёт с ней счастливо, вторую дочку недавно родили. Я, кстати, свои взгляды на брак и семью пересмотрела именно под влиянием его личного примера.
edgar_leitan
Sep. 14th, 2009 01:54 pm (UTC)
Неужели Меведев только к одному призывает? ;-P
А нам в школе объясняли в своё время, что одно дитё -- это "полубездетная" семья.
Интересно, а если все вдруг и вправда начнут активно размножаться, например, каким-нибудь митозом или почкованием? (пофантазируем...). Тогда, наверное, будут ужасаться грядущей катастрофе перенаселения?.. Тоже не слава Богу...
pevchaya_ptiza
Sep. 15th, 2009 03:27 am (UTC)
В том-то и дело, что призывают они к многодетности! Этим они напоминают руководителей вузов, которые, введя запрет на курение в здании университета, сами спокойно продолжают смолить у себя в кабинете.
edgar_leitan
Sep. 15th, 2009 12:21 pm (UTC)
В нашем универе всё же по-другому: уже года 4 курить в помещениях запрещено, и преподаватели, кто курит, ходят на балкон. Насколько я знаю...
Да, а призыв к многодетности со стороны целибатного священника -- это звучит сильно ;))) И главное, убедительно!
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com