Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

О брадобритии (извлечения из книги)



„При царе Алексие Маихаиловиче отце благочестивых царей наших и при патриархе Иосифе, поних же соборех брадобрийцы и тафионосцы осудишася и прокляшася яко свидетельствует в книзе о святительских судах в царствующем великом граде Москве печатаной во днех царя Михаила Феодоровича...


глаголющей: Аще умрет брадобрийца, над таковым неслужити и сорокоустия, по нем непети, свещи понем неприносити, зане с неверными таковый причтеся...

Изречение глаголет о стригущих брады: На таковых буди общая церковная клятва прежде бывших святых соборов и благоверных царей и мы глаголем яко врагов истины брадобрийцев от церкви отлучати и запрещати и всякия святыни удаляти и общения с ними неимети, дондеже истинно покаются...

Святейший Филарет патриарх соборне изрече сице: Проклинаю богоненавидимую блудолюбнаго образа прелесть душегубительныя ереси, еже постризати или тойже и брити браду постризалами и бритвами. Еже своими зубы власы брады своея и усы укусывают самоядцем подобающеся, и сия три собори российстии глаголют...

Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейши того творят и усы своя подкусывают. Сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны папы Петра Гугниваго брити брады и усы...

Отмечая здесь два важнейших приговора брадобрийцам от имени внешних пастырей, мы... считаем долгом познакомить читателей с такими же взглядами на ересь брадобрийства отступников единоверцев. Ета сожаления достойная братия наша, отступая от древлеправославия в униятство единоверие, между условиями поставила и вот что, непринуждать старообрядцев к допущению на общия моления знаменающихся тремя персты, браду бриющих и прочия имеющих несогласия с древними обыкновениями...

Святые отцы и пастыри христовой церкви, собравшиеся на святый собор, именуемый стоглавый, признав брадобрийство латинскою ересью, произнесли следующий приговор:

Аще кто браду бреет преставится (то есть умрет) тако, недостоит над ним служити, ни сорокоустоя по нем пети, ни профоры, ни свещи по нем в церкви приносити, с неверными да причтется, от еретиков бо се навыкоша. Устрашитесь брадобрийцы сего страшнаго для вас указания собора, и бросьте ету мерзость блудолюбнаго образа прелесть брадобрийство...“

[Такай вот книга попала несколько лет тому в моё владение в Риге, будучи подарена родственниками, спасённая от бесславного сожжения в огне. Вероятно, раньше принадлежала Гребенщиковской старообрядческой общине, что в Риге. К сожалению, выходных данных мне установить не удалось, по причине потери сей книгою первоначального переплёта. Наводит на глубокие размышления о том, что же такое "ересь" и как сие понятие люди в разные времена разумели...]



[Приводимая в конце светопись брадофорного иеромонаха не имеет к древлей вере отношения. Это иеромонах некий из нынешних насельников Святой Горы. Отсканировано мною из альбома Günther Stockinger, Reinhard Strippelmann, Athos: die Mönche vom Heiligen Berg. Insel:Fraknfurt a. M./ Leipzig 1996.]
Tags: богословие, история, книги, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments