?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



"Люмпенизацией, подравниванием под самый низкий стиль речений, охвачены мы все. Это и смешение стилей, и неразличение жанров, вообще искажение всех мыслимых пропорций в употреблении слова. Происходит утрата внутреннего лада между человеком и его языком.


Восстанавливая его, подстраиваясь под становящийся нормой жаргон, личность неминуемо изменяется в силу обратной связи: мы говорим, как думаем, и думаем, как говорим...

...Этика — а во многом и эстетика — сегодняшнего общества закрепляет в культуре, политике, экономике, просто в обиходе социально-культурные "достижения" ГУЛАГа. В нашей речи это выразилось в ориентации на критерии и стандарты обитателей известных социальных учреждений, т. е. на самые низшие слои общества, всё равно, бомж это, урка или криминал-коммерсант."

[В. В. Колесов, Русская речь. СПб: Юна 1998]

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
avril_5
Oct. 5th, 2009 09:46 pm (UTC)
Именно так... А можно я Вашу цитату позаимствую, уважаемый Эдгар?:)И картинки?)
edgar_leitan
Oct. 7th, 2009 03:03 am (UTC)
С удовольствием. Тем более, что картинки вообще не мои (из кф "Собачье сердце"), и текст я только процитировал :)
arjuna93
Oct. 5th, 2009 10:43 pm (UTC)
Гыгы, б/п жжош, зачот :)
edgar_leitan
Oct. 6th, 2009 11:29 am (UTC)
Сдес нада песать паруски в этам журнали ;)))
(no subject) - arjuna93 - Oct. 6th, 2009 02:06 pm (UTC) - Expand
delphinov
Oct. 5th, 2009 11:48 pm (UTC)
я не уверен насчет "неумолимо изменяющейся личности"
т.е. ты прав, когда отмечаешь опасную тенденцию люмпенизации, обархаривания, хамовизма, жлобизации, уркомахерства, обыдления, привахлакивания, измерзения, освинения, разчеловечивания и одуп(б)ления.
но!
"жизнь побеждает смерть неизвестным науке способом"
взаимоотношения языка и человека в обе стороны экспериментальным образом до полной ясности не изучены
чудеса случаются, а иначе мы бы уже горели в атомном аду
"внутренний лад" - утрачивается извечно, и пребудет до скончания веков, при этом всегда являясь уделом меньшинства (более менее образованного)
edgar_leitan
Oct. 6th, 2009 11:38 am (UTC)
Но это не отменяет процитированной мысли почтенного профессора. А что касается жизни -- так в ГУЛАГе тоже жили (пока не помирали), и доходяги жили, и прочее в том же роде... Жизнь жизни рознь...
Интересные параллели находим также в проблематике санскрита как "высокоочищенного" языка тонкой и сложной культуры, противопоставленного современным ему (ещё даже в древности) народным среднеиндийским языкам.
delphinov
Oct. 5th, 2009 11:48 pm (UTC)
я тебе передал книгу вместе с Катей - художницей младою
edgar_leitan
Oct. 6th, 2009 11:39 am (UTC)
Благодарствую! А как сия младая художеств мастерица со мною сретение сотворит? :))
(no subject) - delphinov - Oct. 6th, 2009 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 8th, 2009 07:16 am (UTC) - Expand
lal_balu
Oct. 6th, 2009 01:41 am (UTC)
а с балалайкой это Колесов?
edgar_leitan
Oct. 6th, 2009 11:28 am (UTC)
Полиграф Полиграфович Шариков как глубокий и ёмкий символ сказанного профессором Колесовым.
sojusnik
Oct. 6th, 2009 06:33 am (UTC)
Спасибо за мысль!

Эх, яблочко, ты мое спелое, а вот барышня идет, кожа белая... :)

http://www.vsetv.com/video.php?showv=309
edgar_leitan
Oct. 6th, 2009 11:31 am (UTC)
Всегда пожалуйста! "Желаю, чтобы все!"
om_artem
Oct. 6th, 2009 07:45 am (UTC)
Да, раньше люди продолжительные переписки вели, изъяснялись на русском языке, красиво изъяснялись, да ещё и в письменном виде.
Целые тома изданы, а сейчас смс, ve4erom vstre4aemcя ? Страшное дело, не язык а коды.
edgar_leitan
Oct. 6th, 2009 11:32 am (UTC)
Да, культура нормальной переписки практически умерла. Не просто письма в "традиционном" виде, но, похоже, целая эпоха.
triglochin
Oct. 6th, 2009 05:00 pm (UTC)
как всегда, один вопрос - а что делать-то?..
edgar_leitan
Oct. 7th, 2009 03:06 am (UTC)
Сопротивляться тенденции :) Как будто этого вовсе нет! Они нам "превед", а мы им "здравствуйте" :)... Они нам З.Ы., а мы им postscriptum...(P.S.)
(no subject) - nsaik - Oct. 7th, 2009 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 8th, 2009 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - nsaik - Oct. 10th, 2009 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 10th, 2009 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nsaik - Oct. 11th, 2009 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 11th, 2009 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nsaik - Oct. 12th, 2009 03:27 pm (UTC) - Expand
true_to_type
Jan. 15th, 2010 08:34 pm (UTC)
оо, колесов, действительно, профессор, достойный всяческого уважения: посчастливилось в свое время побывать на его лекциях. только вот достаточно ли будет в данном случае "здравствуйте" и "p.s.", ведь скорее всего получится пресловутое "страшно узок был их круг и страшно далеки были они от народа". наверное еще какой-н.экстралингвистический фактор необходим, чтоб начались изменения в положительном направлении. вот только какой? ?
edgar_leitan
Jan. 18th, 2010 08:07 pm (UTC)
Каждый, наверное, выбирает -- "близость к народу" или, по возможности, высокую культуру речи. Мне, как филологу, ближе второе, хотя для ситуативного общения человек может пользоваться разными речевыми кодами.
Я лично не очень верю в действенность любых извне навязанных коллективных мер. Думаю, начинать должен каждый сам, и в себе прежде всего...
(no subject) - true_to_type - Jan. 26th, 2010 09:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 30th, 2010 01:19 pm (UTC) - Expand
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com