Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Category:

Открытое письмо о. Якову Кротову в связи с убийством двух священников-иезуитов в Москве

Уважаемый отец Яков!
Прочитал Вашу статью на сайте: http://svobodanews.ru/Article/2008/11/08/20081108000000613.html
Почёл своим долгом на неё хотя бы несколькими строчками в своём Живом Журнале отреагировать. Иначе мне пришлось бы предположить, что я теряю последние следы самоуважения. А оно мне пока ещё весьма дорого: не без того. Есть грех!


И дело вовсе не в том, что я по основному, первому образованию католический богослов (которых принято непонятно почему в России обзывать иностранным наименованием "теолог"), а также бывший некогда член Общества Иисуса (Ордена Иезуитов), а равно и состоявший в некоторых других, здесь за экономией места не упоминаемых организациях "злой Католической Кирхи".
Нет, всё дело именно в событии, перед которым меркнет любая наша межконфессиональная мышиная возня.
Я не мог бы при всём своём самом сильном желании с Вами не согласиться в том, что "всякий человек грешен. Свят один Бог. Поэтому о Боге мы свидетельствуем больше прощением, чем мстительностью", как Вы в своей статье совершенно справедливо пишете. Готов подписать это исповедание всем известной печальной истины какими угодно конечностями!
Речь идёт о страшной гибели двух человек. Это, увы, не более того, с чем мы, по крайней мере, -- в СМИ, -- сталкиваемся, вероятно, ежедневно. Читая, слыша об этом ещё от кого-то, смотря телевизор. Но и никак не менее...
То, что нежданная смерть настигла двух священников, да к тому же священников римско-католических, да ещё и членов столь "любимого" издавна в России "латынского ордена" иезуитов, само название которого в некоторых европейских языках стало именем нарицательным, нисколько не уменьшает всей трагичности ситуации, зато даёт российским журналистам полное раздолье для самых различных спекуляций. Ну как таким случаем не воспользоваться лишний раз! Не только "попы", но ещё и "инославные еретики", да к тому же, не приведи Господь, погибшие при столь непонятных обстоятельствах. Бутылки спиртного и прочие нелицеприятные атрибуты "замкнутой сферы жизни католического духовенства"! Как тут не вспомнить "элементы сладкой жизни" из всем известного старого кинофильма!.. Уж даже не упоминая другого фильма, -- "Праздник святого Йоргена", -- где "пороки Церкви" представлены во всей неприкрытой, срамной наготе.

Когда этакое говорят или пишут журналисты, от церковных дел далёкие или им явно враждебные, это одно. Их право на собственное, пусть и не очень-то, с моей точки зрения, почтенное, мнение. Что ж тут ответишь... Не за финак же хвататься или табуретку!.. Когда же такое заявляет христианский иерей, пусть и не принадлежащий к "общепризнанной конфесии" (что меня лично меньше всего в данном случае волнует), делается как-то грустно. Грустно не за "честь мундира", коего я лично уже давно не ношу, а просто печально за человеческую рассудительность. Вернее, кисло на душе становится по причине её недостатка.

Безусловно, можно всячески критиковать систему воспитания, "духовной формации", как принято говорить, католического духовенства в современных условиях. Иногда не без веских на то причин. Особенно же воздушно-легко это делать, не принадлежа к упомянутой системе и ровно ничем не рискуя: разве что парой журналистских оплеух в периодических изданиях или в интернете. Но кого это когда-либо серьёзно волновало?
„Священники превращены в послушные пальцы высшего начальства, безликие, легко заменяемые, словно стандартные детали механизма“,-- пишете Вы, отец Яков.
Не знаю, со сколькими католическими священниками довелось Вам лично общаться. Готов допустить, что кого-то Вы и знаете. Может, даже и многих. Мне также приводилось знать очень и очень многих. И опять же, исключительно по лично-биографичским обстоятельствам. Не исключаю, что в чём-то Ваша характеристика католического духовенства и попадает в точку.

Но!.. Кто дал Вам право судить настолько глобально, одним пробегом руки по клавишам компьютера множа на ноль сразу ВСЕХ представителей означенного католического клира? Ведь характеристика "безликие" -- это уже не просто констатация некоего, пусть нелицеприятного, но всё же объективного факта. Это уже весьма и весьма жёсткая, если не сказать -- ЖЕСТОКАЯ личностная оценка людей, которых Вы, при всём Вашем жизненном опыте и общительности, просто физически не можете ВСЕХ знать!
Дальше -- больше! "Легкозаменяемые ... стандартные детали механизма". И всё это Вы относите разом ко всему "сословию" католических священнослужителей, не оставляя никакого шанса, что хоть кто-нибудь не будет соответствовать нарисованной Вами безрадостной картине.

Бывают и "священники с опухшими от пьянства рожами", увы! Странно было бы это огульно отрицать. Как, впрочем, и то, что пороки встречаются в любом сообществе людей. Грустно, когда они выходят во всей своей неприглядности наружу именно в среде персон, вроди бы самим образом своей жизни долженствующим подавать другим обратный, благой пример. Ещё печальнее, даже отвратительнее, однако, тот факт, что именно иерей, вроде как собрат по служению, осмеливается называть лица этих гипотетических безобразников --"рожами", которые "невозможно и не нужно запоминать". Кого же тогда ещё возможно и нужно запоминать?.. Безудержно нас славословящих и льстящих нашим амбициям?..

Впрочем, как я уже осмелился указать, речь-то идёт „всего-навсего“ о двух иезуитах, то есть "инославных еретиках-папистах", живших, в отличие от убиенных святых Оптиной Пустыни или отца Александра Меня, не "открыто", не "нараспашку"…
И не то, чтобы известный опыт бытования в разного рода церковных организациях или клерикальных сообществах давал мне повод усомниться в "восстановимости всех отдельных минут жизни" каких либо монахов или священников Православной Церкви. Хотя злой язык да горький опыт уже так и подталкивают что-нибудь этакое -- да высказать нелицеприятное по поводу "открытости" жизни православного монашества!..
Ну да не будет... Бог им всем, а равно и нам, -- Судия.

Не берусь я судить и о причинах гибели глубоко почитаемого мною отца Александра Меня, да ещё и сравнивать его с другими священнослужителями: тот был, дескать, „лучше“ и погиб несправедливо,-- злые гебисты убили! -- а эти-де жили "закрыто", вот и получили по заслугам. Странное было бы сравнение, ещё более странными были бы сделанные выводы.

Что бытующая система подготовки церковнослужителей всех без исключения "католиков устраивает", как утверждаете Вы, отец Яков, тоже из пальца высосано. Далеко не всех! И это не мнение всего лишь маргинала от конфессии; церковные дискуссии последних лет, на самом высоком уровне, достаточно об этом свидетельствуют.
То, что в Православной Церкви "священник может быть яркой фигурой", я ни минуты не сомневаюсь и всецело это обстоятельство приветствую! Удивительно только, что Вы отрицаете подобное свойство за католическими батюшками. Либо Вы в пылу журналистской полемики погорячились, либо -- очень сочувствую Вам, таких ярких личностей в Католической Церкви не встречавшему. Я -- встречал, и не одного! И готов об этом свидетельствовать, уж раз речь о том зашла.
Я понимаю, что Ваша статья вызвана, скорее всего, какими-то крайними и, посему, недостойными христиан реакциями в католической среде: безоговорочной апологией того, что мы могли бы лишь предполагать, со всей нашей доброй волей. Но в чём имели бы и некоторое право -- усомниться. Если у воли нашей иные интересы, нежели просто готовность простодушно верить…

Вы справедливо сказали, что "лучшая реакция" на события -- это "минута молчания или годы молитвы". Ну пусть не годы. Хотя бы несколько минут, и то было бы неплохо для всех нас, зачастую более к злословию привыкших, нежели к молитве.
Но давайте тогда уж попробуем все вместе выбирать выражения и не осуждать в нашем обличительном задоре весьма немалую группу людей, которая, при более подробном рассмотрении, может оказаться более сложной и многообразной, чем мы это в своих журналистских, нередко несколько однобоких фантазиях представляем.
Да не забудет о том, что "любовь всё покрывает" (1,Кор. 13, 7)
С уважением
Эдгар Лейтан
Tags: Кротов, демшиза, католичество, публицистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments