Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Суфийские беседы



Один из самых таинственных и замечательных мест в Коране — это т. н. Аят о Свете (Сура "Свет" — Коран 24:35). Даю перевод этого Слова в передаче академика И. Ю. Крачковского.


"Аллах — свет небес и земли. Его свет — точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — точно жемчужная звезда. Зажигается он от древа благословенного — маслины, ни восточной, ни западной. Масло её готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведёт Аллах к своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!"

Желающие послушать "Аят Света" в чудесном исполнении известного арабского рецитатора Мишари Рашида Ал-Эфаси, могут перейти сюда..


Ради бесед о таких загадочных и прекрасных вещах я время от времени прихожу к своему тирольско-турецкому другу Дэннису, который, являясь моим ровесником, уже порядка 20 лет интенсивно практикует суфийский Путь под руководством традиционных турецких шейхов, сохранивших линию передачи духовного знания, несмотря на преследования во времена Ататюрка, тюрьмы и все прочие запреты.. Он оригинальный художник и музыкант, занимается терапией тяжелобольных с помощью традиционной османской музыки. Кроме того, он изучает тюркологию-османистику и арабистику в нашем университете, на соседней с нашей индологией кафедре ориенталистики, где и я прозанимался арабским языком несколько лет.

В тот вечер мы встретились втроём: пришёл ещё один коллега из университета, студент-арабист, и мы вместе просидели над избранными местами из каких-то суфийских тафсиров (коранических традиционных комментариев: увы, позабыл, каких авторов), разбираясь в языке и в смысле написанного по поводу "Светового Аята". Дело в том, что венский арабист проф. Рюдигер Лолькер (Rüdiger Lohlker) ведёт в этом семестре семинар по арабским кораническим комментариям. Попутно я обнаружил, что хоть мой арабский несколько "подзаржавел", но ещё вполне в живом состоянии и при необходимости восстановим. Дали бы мне его только попреподавать...

Беседа за чаем и сладостями течёт хоть и неторопливо, но заканчивается на удивление быстро, особенно если она о высоком, о том, что в христианской традиции зовётся "единым на потребу". Не мог я удержаться, чтобы не задать своим собеседникам вопроса о нынешней массовой политизированности ислама и о его сгущённо-чёрном образе на Западе, а также о том, как на это смотрит мой просвещённых мусульманский собеседник. Не совсем беспричинном образе, мягко выражаясь... Признаюсь, что мне иногда самому нелегко удержаться, чтобы не поддаваться время от времени каким-нибудь "массовым настроениям", особенно читая или слыша об очередных убийствах христиан в мусульманских странах, а также в требованиях "извинений" в адрес мусульман от всего мира, от Римского Папы и проч...

Конечно, мои собеседники говорят о том, что "истинный ислам" оставляет человека свободным со своей совестью, ни к чему никого не принуждая, и никоим образом не применяя насилия. Увы, где этот "истинный ислам"? Наверное, там же, где в Средневековье было "истинное христианство" вместе со всей процветавшей торговлей "индульгенциями" и реликвиями, религиозной легитимацией Крестовых походов и священным трибуналом Инквизиции в её конкретно-историческом разнообразии, со всей его "оборонно-сакральной магией". Не надо поддаваться иллюзии, будто сейчас "христианство" стало "более терпимым". Чем дальше, тем более прихожу к выводу, что терпимыми или нетерпимыми могут быть и бывают "отдельные люди", а не "христиане", "мусульмaне" или "буддисты" — как бы "вообще".

Что уж греха таить — современное католичество "терпимо" во многом благодаря тому, что основной массе населения Европы на веру евангельскую как таковую (если отцедить её от "культурного наследия" и прочих пыльно-музейных ценностей) глубоко наплевать! Вынужденная беззубость это, а не "толерантность"... А насколько жёстко-безжалостной может быть церковная бюрократия, коли попадёшь ты в её жернова... Мама не горюй!

Обратный процесс — обретения христианскою Церковью "зубчиков" или даже клыков (кто знает?..) на примере РПЦ МП можем наблюдать в современной РФ. Грустно всё это... И Евангелия тут — немного осталось, как и "чистого ислама" поискать надо днём с огнём в современном "исламском мире".

Вот и остаётся, что искать эту "истинную веру" (кому — христианскую, кому — "истинный ислам") — каждому на свой страх и риск надобно, наедине с собою (уж какой есть) и с тем самым "Светом в нише".

А разговаривать, общаться, — поверх религий, вер, культур и политической неразберихи, — всё равно следует. И если вовсе необязательно поймёшь все тайны другого, то уж собой-то это поможет заняться основательно. А занимаясь собой, меньше останется времени на то, чтоб других ненавидеть, и для прочих благоглупостей. Нет-нет, НАДО заниматься и языками, и изучать "чужие веры-религии"! Спасения мира гарантировать нельзя, но приведение самого себя в порядок, хотя бы так... Ну хоть на волосок, хоть на песчинку... А Вы говорите — суфизм!..

[Решил привести для наглядности несколько фотографий с наших "суфийских посиделок". Даю также в очередной раз ссылку на сайт своего суфийского приятеля. Так, кроме прочего, можно скачать суфийскую музыку в исполнении самого Дэнниса, а также его учителя — Шейха Орджа Гювенча и др.]







Tags: арабский язык, диалог, друзья, ислам, османская музыка, суфизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments