?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Посредством журнала моего многоуважаемого френда lvika обнаружил очередную выдающуюся симптоматику состояния дел в области гуманитарных наук в нынешней России, а также отношение русского т. н. "народа" en masse к гуманитарному знанию вообще.


А может, не "народа", но полуобразованной интеллигенции (по меткому слову покойного Солженицына, "образованцев") и просто всякой шпаны? Не знаю... История о выселении Института Философии, о которой мало что знаю, и о злорадстве по данному поводу многих радетелей о "пользе" наук, кажется, кочует по многим интернет-публикациям. С характерной подборкой как злорадных откликов, так и различных комментариев, можно ознакомиться здесь.

Напоминает давние советские споры "физиков" с лириками", а если ещё дальше копнуть, то злобное шипение русских нигилистов-бомбистов 19 века или революционно-демократической "интеллигенции" в то же время по поводу специалистов-гуманитариев. Единственное малое отличие — это увеличенный градус злобы, злорадства и, конечно, по извечной русской привычке, сваливание вины с себя самого на "других". В данном случае, на "бесполезных философов". Вот бы их "к станку" или там "дворниками"... То-то бы зажили! А ещё лучше, как предложил один комментатор, "в трудармию".

Ещё одна заметка о выселении ИФРАН, а также любопытный на это комментарий здесь. С фактами, изложенными в этом пространном комментарии, нельзя не согласиться. Но если бы в ИФРАН благополучно работали, а не подвергались бы травле такие мыслители, как Зиновьев, Ильенков, Мамардашвили, Лосев и другие, и их вдруг задумали выселять, наверное, злорадства было бы тоже не избежать. Позлорадствовать — самое разлюбезное дело.

Впрочем, я почти совершенно не знаю, что творится в "современной российской философии", и есть ли там заслуживающие внимания школы мысли, кроме перекованных в "историки европейской философии" махровых марксистских ортодоксов и других душных персонажей, в одночасье сделавшихся из атеистов православными. Не в этом дело. История напоминает мне попытки в самом начале-середине 2000-х гг. под предлогом "малой востребованности" нашей венской индологии оттяпать у кафедры помещения. Что и случилось частично. Кстати, этим занималось отнюдь не "правительство", но склонное к известной меркантильности университетское начальство.

[Но теперь, слава Богу, никто не скажет про нашу кафедру, что она "не нужна", хотя бы по причине её широкой международной известности].

А многие наши горе-европейцы, получив ответ на вопрос о профессиональных занятиях — "индология/тибетология" или там "буддология", или хотя бы "востоковедение", пожимают плечами (с чем это едят?..) и задают следующий вопрос: "А можно ли на этом заработать?"

История, по-моему, показывает, что фундаментальные исследования, тем более гуманитарные, почти никому не нужны. Ни в России, да и мало кому на "Западе". Даже правителям для поддержания престижа страны.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
piotr_sakharov
Nov. 12th, 2009 10:49 pm (UTC)
А многие наши горе-европейцы, получив ответ на вопрос о профессиональных занятиях — "индология/тибетология" или там "буддология", или хотя бы "востоковедение", пожимают плечами (с чем это едят?..)"

В Париже в кафе разговорился я как-то раз с девушкой из Лотарингии. Девушка получала высшее образование, училась, если не изменяет мне память, на социолога или кого-то в этом роде. Разговор шел на ее родном языке. Когда она спросила меня о моей профессии, я ответил что филолог. Этого слова она не знала. Я пояснил, что это тот, кто занимается филологией. Этого слова она не знала. Пришлось объяснить.
edgar_leitan
Nov. 12th, 2009 10:56 pm (UTC)
Что тут сказать -- "тенденция" :)
А я вот на прошлой неделе обнаружил на своём занятии по тибетскому, что студенты не понимают разницу между переходными и непереходными глаголами, и вообще слышат эти слова впервые... Впрочем, я не иронизоровал, а просто объяснил, на элементарных немецких примерах, а потом уже тибетских.
piotr_sakharov
Nov. 12th, 2009 11:07 pm (UTC)
Да...
miram
Nov. 12th, 2009 11:10 pm (UTC)
Я в школе эту разницу усвоил, хотя не понимал, зачем она нужна -- ввести понятие ввели, но ни к чему потом не применяли. Пока не занялся другими языками, это знание оставалось пустым.

edgar_leitan
Nov. 12th, 2009 11:19 pm (UTC)
Я поэтому и не переживал, а просто потратил время на подробные объяснения. В тибетском как в языке эргативном эта разница -- одна из самых существенных для понимания грамматического строя.
pevchaya_ptiza
Nov. 13th, 2009 05:28 am (UTC)
А я в своё время отметила, что некоторые профессиональные языки изобилуют переходами глаголов из одной группы в другую, например, принятое у спортсменов-конников "шагать лошадь".
edgar_leitan
Nov. 13th, 2009 05:22 pm (UTC)
Или "уйти [кого-то] с работы" ;) Но это коллоквиализмы, которые в качестве экзотики и воспринимаются. Кстати, в венско-немецком имеется такое же выражение: Ich wurde von der Arbeit gegangen! (=меня ушли с работы).
triglochin
Nov. 13th, 2009 11:16 am (UTC)
наш школьный учитель по физике говаривал, что для того, чтобы понимать интересные вещи, надо сначала долго изучать вещи неинтересные (это, конечно, афоризм, так что не придираюсь к "интересно/не интересно") - на опыте это подтвердилось, и чувство, возникающее когда кусочки наконец складываются во что-то вразумительное, близко в восторгу :)
Проблема дидактики тут в том, не слишком ли велик риск того, что те или иные кусочки так и не пригодятся, и в том как научить вообще их складывать (в предыдущем комметарии как раз был пример про виды глаголов - не объясняется, зачем все это надо, и у человека может, и пропадает, всякий интерес и мотивация)
edgar_leitan
Nov. 13th, 2009 05:20 pm (UTC)
Если уж мы про тонкие вопросы грамматики и дидактики: сегодня мои воспитанники-тибетологи впервые (а с начала занятий едва полтора месяца прошло) взялись за неадаптированный тибетский философско-религиозный текст. Были в восторге! Кажется, переварили постепенно и вопрос про эргативность тибетского языка, начиная всё лучше понимать.
pevchaya_ptiza
Nov. 13th, 2009 05:26 am (UTC)
Ой, Эдгар, какая чудесная картина! Кто автор? И с библейскими коннотациями, отсылающими не то к Иову, не то к Лазарю из евангельской притчи. Как внимательны и вдумчивы собаки, в отличие от людей! Красота!
edgar_leitan
Nov. 13th, 2009 05:12 pm (UTC)
Я даже не знаю, кто художник. Погуглил на "Диогена" -- с тайным смыслом, конечно...
triglochin
Nov. 13th, 2009 11:11 am (UTC)
если следовать правилу, что из всего следует извлекать пользу, то польза тут может быть в том, что хорошо для себя понять, зачем нужно то или иное занятие. Скажем, я без хотя бы версии "на тему" не могу себя заставить что-то делать - причем в основном из нравственных соображений (хотя проблема мотивации, наверно, намного сложнее).
edgar_leitan
Nov. 13th, 2009 05:17 pm (UTC)
Ну гонят-то их не из сострадания к непонятливым, чтобы-де хорошенько подумали. То ли какой-то криминальный подтекст в этом, то ли и вправду идеологическая указка сверху -- своего рода очередное знамение времени.
Иначе по логике некоторых из тех милых комментаторов вообще всех гуманитариев надо разогнать: хлеб и прочую пищу не производят, дороги не строят, уголь-нефть не добывают...
triglochin
Nov. 13th, 2009 05:40 pm (UTC)
это было про себя.
зачем нужны философы - на это вполн можно аргументированно ответить (конечно, если гуманитариененавистник настроен не воспринималь аргументы, вряд ли можно с этим что-то поделать); мне лично интересно понять (опять же, с фундаментальным естествознанием тут не такая большая разница, меня тоже нередко спрашивают, что толку во всяких исследованиях) - как следить за качеством (чтобы не вышло, что в на кафедрах и в институтах "таланты" зреют, как ананасы)
edgar_leitan
Nov. 13th, 2009 10:38 pm (UTC)
А мне вспоминается Пятигорский со своим замечанием, что философия -- вещь необязательная. Я здесь не столько как "философ" замечание сделал (я не философ), а просто как гуманитарий, из цеховой солидарности.
dalp
Nov. 13th, 2009 02:18 pm (UTC)
тревожное знамение судьбы, Матьвсехнаук подвергается гонению невоспитанными наукам отроками
edgar_leitan
Nov. 13th, 2009 05:13 pm (UTC)
Так и хочется спросить: за кого же следующего возьмутся? :( Тревожно...
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com