?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Традиционный индийский учёный-пандит — это интереснейшее явление индийской научно-культурной жизни, парадигма которого формировалось века или, правильнее сказать, тысячелетия, и неразрывно связана с такой константой "вечной Индии" (India perennis), как санскрит, и, в несколько меньшей мере, как древние среднеиндийские языки, пракриты.


Носители его соединяют в себе обе стороны того, что в России принято относить к двум классам явлений. Пандит — это и интеллектуал, изощрённый и глубокий специалист в каких-либо областях гуманитарного знания (санскритская художественная проза, поэзия, философия, грамматика, к.-л. религиозная традиция и т. д.), но также и активный представитель духовной и интеллектуальной элиты, политически активный, участвующий на уровне княжеств или даже империй в древности в принятии политических решений, могущий исполнять обязанности министра, царского советника и т. п. То есть одновременно индийского пандита можно отнести к "санскритской интеллигенции".

Здесь однако не было, нет и принципиально не может быть такого родового признака российской интеллигенции, как "революционность", т. е. противостояние власти, либерализм и "демократичность" (разночинное происхождение). Традиционный индийский пандит — это обязательно ортодоксальный брахман по своей социальной принадлежности, кровь от крови и плоть от плоти брахманизма. Отвергая вечность и авторитет Вед, он, видимо, перестаёт быть "пандитом", поскольку этот титул в значительной степени информальный (то есть по складывающейся репутации), а не формальный, по результатам каких-либо формализованный экзаменов. Социальные же условности, несмотря на формальную отмену в новой Индии кастовости, до сих пор очень сильны.

В Индии имеются высокоучёные традиционные санскритологи, не принадлежащие к брахманской ортодоксии. Это джайнские монахи. Но зовутся они не "пандитами", а иначе. Например, "Муни" (досл. "молчальник"), как знаменитый джайнский учёный монах-аскет Муни Джамбувиджая, санскритолог-многознатец и издатель огромного количества санскритских текстов.

Однако, активная социальная роль и деятельность в сфере политики давно уже малореализуема в нынешней Индии. Мусульманское завоевание также ограничило в своё время влияние традиционных индуистских учёных-интеллектуалов на правителей, за малым исключением, магринализировало их "как класс".

В наше время высокоучёный пандит-санскритолог представляет собою вымирающий класс, который необходимо внести в какую-нибудь специальную Красную книгу, чтобы охранить то сравнительно немногое, что осталось. Одной из печальных сторон глобализации является направленность на потребление, для чего нынешняя индийская молодёжь, даже происходящая из высокоучёных семей, предпочитает традиционному санскритскому обучению, длящемуся десятилетия, эмиграцию в США или Великобританию, где можно закончить университет и стать специалистом по компьютерам, бизнесу или медицине.

Вот что писал индийский издатель трудов знаменитого немецкого индологa-грамматистa Францa Кильхорнa, наиболее прославившогося своим изданием и переводом "Махабхашьи" Патанджали (грамматического трактата ок. 1 в. до н. э., комментария на "Восьмикнижие" Панини), а также великолепнейшей грамматикой санскрита. Он сам обучался много лет у лучших традиционных грамматистов в Махараштре и потом долго преподавал в Декканском колледже (Deccan College) (даю в очень вольном пересказе).


Индийские санскритисты, последователи традиционных методов обучения, отличались способностью к особо углублённому изучению определённых дисциплин. Количество ктрактатов (книг), прочитанных (т. е. глубоко изученных) в каждой отдельной шастре (комплексе наук, научной дисциплине), не превосходило дюжину, в лучшем случае. Например, основательный грамматист-санскритолог, специалист по вьякаране, обычно начинал с мнемонического выучивания 4000 сутр Панини в возрасте 10-12 лет. Первым учителем обычно бывал отец или иной мужчина по отцовской линии (дед...). [Сам лично я слышал о некоем бенаресском юноше, которого отец заставлял учить наизусть Панини с семилетнего возраста]. В этом возрасте отрок, конечно, не в состоянии понять смысл грамматических формул-сутр и правил их интерпретации.

Чуть позже, у учителя-специалиста (опять же, это мог быть и отец) ученик читал такие трактаты, как „Сиддхантакаумуди“ (Siddhāntakaumudī), „Праудхаманорама“ (Prauḍhamanoramā) с довеском „Шабдаратны“ (Śabdaratna), „Лагхушабдендушекхара“ (Laghuśabdenduśekhara), „Парибхашендушекхара“ (Paribhāṣenduśekhara), „Лагхуманьджуша“ (Laghumañjūṣā), „Парамалагхуманьджуша“ (Paramalaghumañjūṣā) и значительные, важные части Махабхашьи (Mahābhāṣya).

"Чтение" подразумевало заучивание значительных порций из упомянутых читаемых трактатов наизусть. В некоторых частьях Индии (в северной и восточной) заменой Сиддхантакаумуди служил другой знаменитый комментарий — „Кашикавритти“ (Kāśikāvṛtti) со своим субкомментарием „Ньясой“ (Nyāsa), а вместо „Парибхашендушекхары“ Нагешабхатты (Nāgeśabhaṭṭa) изучалась „Парибхашавритти“ (Paribhāṣāvṛtti) Сирадевы (Sīradeva).

Упомянутые трактаты изучались столь глубоко и подробно, и учёный владел ими в таком совершенстве, что при преподавании совершенно не нуждался ни в книгах, ни в конспектах или справочниках. Здесь необходимо присовокупить, что сам профессор Кильхорн, наесмотря на своё обучение у традиционных пандитов, оставался европейским профессором. Он не мог вести занятие, если забывал свои конспекты или учебники дома, в то время как его коллега, пандит Ананташастри Пендхаркар в классе ни разу не прикасался к книге. Так вспоминают ученики преподавательский стиль обоих учёных, воспоминания эти нам передаёт проф. Мадхав Дешпанде (автор известного учебника санскрита) в своей статье "Pandit and Professor", изданной в сборнике "The Pandit: tradicional scholarship in India" (ed. Axel Michaels: Manohar 2001).

В одном из своих изданий, в предисловии, профессор Кильхорн ещё в 19 веке (sic!) писал: "Грустно видеть, как великие шастрины (традиционные санскритские учёные), замечательные не только своим умом и учёностью, но и необычайной скромностью, год из года умирают, и вместе с ними вымирают всё большие области традиционной учёности, столь слабой заменой которой являются наши попытки интерпретации загадочных трудов индуистской древности".

А вот что пишет где-то в середине 20 века (?) в своих воспоминаниях об образовании в начале 20 века великий индийский учёный-санскритолог Ганганатха Джа, специалист прежде всего по индийской философии и основатель одного из крупнейших центров изучения санскрита (Kendriya Sanskrit Vidyapeetha) в Аллахабаде, что не так далеко от Бенареса, сам получивший традиционноe санскритское образование:

"Мы совершили огромную ошибку, связав воедино схему традиционного санскритского образования со стандартными государственными экзаменами (в Бенаресском Санскритском колледже — ныне Бенаресский Санскритский университет им. Сампурнананды). В результате традиционный студент-санскритолог в "патхашалах" (традиционных санскритских учебных заведениях) стал представлять из себа подобие студента Английского колледжа. Обучение его свелось к попытке как можно более успешного формального прохождения всех предписанных экзаменов в ограниченный период времени.

В результате этого глубокая учёность старых пандитов почти полностью исчезла. Учёность эта являлась продуктом усиленного и сосредоточенного, медленного изучения стандартного трактата по определённой теме, рассчитанного на много лет, при этом учитель и ученик сидят вместе и обсуждают каждое слово и предложение, вместе с их всеми возможными импликациями и смысловыми оттенками.

Время, которое посвящалось этим штудиям,могло зависеть от способностей ученика и его жизненных обстоятельств. Но как минимум это был период от 4-х до 6 лет, который плавно перетекал в продолжительное самообразование длиною в оставшуюся жизнь, а также в постоянное преподавание своего предмета. Традиционная система не давала однобокого, узкого образования, как можно было бы ожидать. Причинов этого был тот факт, что подобного рода учёба настолько тренировала ум и делала мозг таким изощрённым инструментом, что подобный учёный приобретал способность к успешному овладению любых других областей знания. Так, человек, в совершенстве изучивший Ньяю, мог самостоятельно изучать другие области философии.

И подобная [парадигма] должна была постепенно уступить место широкой и поверхностной работе, так как студент был повязан сроками и условиями получения своих учёных степеней. Ныне мы с ужасом обнаруживаем, что случилось [слова эти были написаны Ганганатхом Джа, кажется, где-то то ли в середине 20-го века, то ли чуть позже]: даже в традиционных центрах санскритской учёности, как в Каши (Бенаресе), Митхиле и Надиа, глубоко начитанные учёные, которых ещё 50 лет назад было так много, практически исчезли, а пандиты, которых хотя бы отдалённо можно сравнить с теми гигантами, можно пересчитать по пальцам на одной руке...

Современная учёность очень диффузна и экстенсивна и, как результат, поверхностна. Пандит, обучающийся ныне в патхашалах, не может конкуррировать со студентами английских колледжей по общеобразовательным предметам. Мы видим, как возрастает число студентов с поверхностным знанием санскрита, а также определённых современных предметов, как то истории, географии, политологии, юриспруденции, которые безусловно пополнят собой число "образованных безработных".

[В следующем посте, как только позволит время, я предполагаю выложить несколько фотографий индийских пандитов из своего личного архива, с которыми мне довелось общаться, снабдив их небольшими примечаниями].

[Верхний снимок — Проф. Беттина Боймер беседует с двумя известными бенарессками пандитами; на фотографии, кроме Б. Боймер, профессор К. Д. Трипатхи и пандит Хемендр Натх Чакраварти, с которыми и мне довелось познакомиться и общаться в Бенаресе довольно много лет назад. На заднем плане видны другие бенаресские пандиты, имена которых я, к сожалению, позабыл].



Comments

( 29 comments — Leave a comment )
shantira_shani
Dec. 4th, 2009 04:40 am (UTC)
Уходит традиция - уходят Знания.
Жаль...
l_larchik
Dec. 4th, 2009 06:46 am (UTC)
Спасибо, очень интересная статья. Утаскиваю ссылку к себе.
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 03:51 pm (UTC)
sit ad majorem scienatiae gloriam!
К вящей славе Знания да будет! :)
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 03:26 pm (UTC)
Не передать, как печально!.. А чем заменяется, и заменяется ли вообще?
shantira_shani
Dec. 4th, 2009 03:55 pm (UTC)
На мой взгляд, не "заменяется", а "подменяется": как пример, Прабхупада - "всё, что нужно, есть в го книгах"...
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 04:01 pm (UTC)
Ну, Прабхупада, по-моему, и не претендует на то, чтобы его считали пандитом. Он просто религиозный деятель (был), проповедник.
shantira_shani
Dec. 4th, 2009 04:26 pm (UTC)
В открытую не претендует.
Но там, скорее неявные притензии - если человек соглашается с написанным ШП, он принимает его как авторитет (а ведь ШП в своих книгах прошелся практически по всем пластам индуизма и практически всё обгадил). Да и куча эпитетов убеждают человека в грамотности и просвещённости ШП...
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 4th, 2009 10:16 pm (UTC) - Expand
man_inthestreet
Dec. 4th, 2009 09:15 am (UTC)
Эдгар, а дети, которые начинали учить Паннини в семилетнем возрасте, в быту говорили тоже на санскрите. Т.е. санскрит был для них родным языком?
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 03:27 pm (UTC)
Изображённый на фотографии пандит-профессор Трипатхи, с которым мне приходилось общаться, и бывать у него дома и в университете, рассказывал, что отец разговаривал с ним исключительно на санскрите, начиная с четырёхлетнего возраста!
man_inthestreet
Dec. 4th, 2009 09:15 am (UTC)
А я еще волновался, что мы Дешпанде за год не пройдем :)
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 03:38 pm (UTC)
"Пройти"-то ("пробежаться") можно -- а смысл? Ты же для себя учишься...
pavanaputra
Dec. 4th, 2009 09:20 am (UTC)
А они есть в диаспоре. Я лично знаю троих. Но в общем, да. Уходят. Зато какой восторг, когда их находишь и они милостиво с тобой общаются.
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 03:44 pm (UTC)
Простите, а где в диаспоре Вы знаете настоящих пандитов? Настоящих-то действительно очень мало. Настоящий пандит-грамматик (родом из Андхры) жил и преподавал у Вильгельма Рау в Марбурге. Но тоже уже умер.
Вон Камешвар Натх Мишра из Сарнатха к нам в Вену в 1996 г. приезжал, это -- фигура!
(Deleted comment)
edgar_leitan
Dec. 6th, 2009 11:52 am (UTC)
А, вспоминаю -- от кого-то слышал. Но один пандит ещё не делает погоды. Их и в Индии-то мало.
markandeia
Dec. 4th, 2009 10:55 am (UTC)
Интересно, что сам Дешпанде сочетает в себе черты и традиционного пандита, и ученого "европейского типа". Сходное впечатление на меня произвел Ашок Аклуджкар и, что характерно, Джордж Кардона.
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 03:41 pm (UTC)
Вы правы насчёт Дешпанде и Аклуджкара, хотя я лично не знал ни одного из них. Но наслышан много от их знакомых и учеников. Кстати, учебник санскрита Дешпанде сочетает эти два подхода.
Джордж Кардона долго учился у настоящих пандитов-ваьякаранов. Наверное, перенял многое от них. Несомненно, это высокоучёнейший человек.
(Deleted comment)
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 03:50 pm (UTC)
Спасибо! Да, я не знал, что он уже умер -- печально. У меня дома с десяток томов его философского сборника.
Только Ты уверен, что он "пандит" в традиционном смысле слова? Мне казалось, что проф. Дая Кришна -- такой крупный индийский философ, но больше западного образца... Я, к сожалению, не знаю никаких фактов из его биографии, о его образовании и т. п.
(Deleted comment)
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 04:00 pm (UTC)
К сожалению, пока что просто наспех пролистанных. Дожидаются своей очереди среди других штабелей книг на полу :)! Мне их подарила некая пожилая дама из индийского посольства, вдова некоего профессора. Не самого ли Д. К.?
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 4th, 2009 10:18 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 6th, 2009 11:51 am (UTC) - Expand
nigdeja
Dec. 4th, 2009 11:27 am (UTC)
К сожалению, патхашалы обречены подобно платоновской Академии. Замечательно и удивительно, что они продержались так долго. Будем надеяться, что у такой глубокой и древней традиции - сильный иммунитет, и она без особых потерь ассимилирует современные веяния.
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 03:56 pm (UTC)
Ныне традиционные патхашалы, кажется (что касается количественных показателей) -- даже переживают период расцвета, поскольку их спонсируют BJP и другие националистические индусские партии. Но речь о качестве и глубине образования. Люди знающие жалуются, что прежнего качества и близко нет.
А так -- можно даже на YouTube найти традиционного пандита в некоей патхашале или в санскритском колледже в Андхре, обучающего санскритской грамматике. Наберите: "vyakarana kakshya" в поисковике и наслаждайтесь великолепнейшим устным санскритом...
santacrus
Dec. 4th, 2009 11:53 am (UTC)
К сожалению, всё верно, старая традиция необратимо уходит.
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 03:58 pm (UTC)
Её, конечно, пытаются спонсировать и как-то поддерживать в Индии, но это потуги. Великих пандитов можно пересчитать по пальцам, и оставшиеся постепенно вымирают!
triglochin
Dec. 4th, 2009 04:26 pm (UTC)
рассказ об обучении напоминает о том, как изучали Тору и пророков
edgar_leitan
Dec. 4th, 2009 10:20 pm (UTC)
Есть вообще типологическое сходство систем традиционного схоластического образования в разных культурах: брахманической, тибето-буддийской, мусульманской-шиитской и т. д. (просто это те, о которых я знаю побольше).
shodashi
Dec. 5th, 2009 12:30 pm (UTC)
а мы?
А вот интересно - такое глубинное образование возможно только в таких древних культурах, религиозных?
Если взять энтузиазм рядового обывателя изучить так глубоко хоть какую-то область, то куда ему податься? Если не в университет?
Сейчас уже не пользуются методом многолетней практики при мастере, хоть, кажется, это единственный эффективный способ научиться - и картине мира, и мастерству, и пользоваться инструментарием - от языка к орудиям труда)).
edgar_leitan
Dec. 6th, 2009 11:50 am (UTC)
Re: а мы?
Я думаю, что если вдруг некий обыватель вздумает получать такое вот глубинное образование, то он, верно, перестанет быть "обывателем". А вот "куда податься" -- увы, не знаю :(
В Индии или в традиционных тибето-буддийских общинах эта практика ещё жива и даже институционализована. Но в современном мире в целом, это, конечно, маргинальные явления.
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com