Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

„Немногие делайтесь учителями“: об изучении, в особенности санскрита, с точки зрения преподавателя

Как преподавателю санскрита и тибетского в университете в этом семестре, приходится в течение всего полугодия сталкиваться с необходимостью еженедельной оценки знаний студентов: за устную работу, оценку домашних упражнений по грамматике, тесты, упражнения по переводу и т. п. Кроме того, после завершения семестра через две недели, необходимо выставить оценки за весь курс.


Остро ощущаю внутреннюю раздвоенность, будучи обстоятельствами вынуждаем ставить молодым коллегам оценки. Особенно мучительно это чувство, когда повседневно общаешься с иным коллегой на кафедре в нашем знаменитом Комкоме или в кафешке на посиделках: шутки-прибаутки, разговорчики или же серьёзные беседы о жизни или иных высоких материях, повседневная помощь в смысле языка — а тут оказывается, что коллега, с которым так по-человечески весело или интересно бывает пообщаться, и который искренне столь заинтересован в индийской классической культуре, с смысле "скучной" филологии, то есть по своему владению языковым материалом, едва-едва тянет на оценку "достаточно" ("genügend" — в немецкоязычной системе школьного и университетского образования, то есть даже слабее, чем "удовлетворительно"), а то и на весь твёрдый "неуд"!

Когда преподавал 2 года религию в гимназиях, было не так тяжело в этом смысле: "общегуманитарно-болтологический" предмет, к тому же, с точки зрения школьной иерархии предметов, далеко не самый важный, подвержен широкому спектру истолкований в смысле владения материалом. Ну, скажем поточнее, учителя религии (в Австрии и Германии) de facto поставлены в такое унизительное положение, что если они будут они слишком строгими (последовательными?) с точки зрения оценки реальных знаний школьников, то быстренько лишатся определённой части своего класса на будущий год, которые с 14 лет имеют право сами решать в начале учебного года, пойдут они на "религиозку" (Reli) или нет.

Другой вариант — учителя религии, не желающие свой предмет превращать в цирковую клоунаду, а себя в идеологических проституток, живо заимеют "проблемы" или с родителями нерадивых учеников, или с руководством епархиального школьного ведомства, которые ещё те "совки" (как я некогда убедительно доказал, "совок" — это понятие отнюдь не ограничивается советской и постсоветской Россией, но есть понятие метафизическое). Именно последнее обстоятельство стало уделом Вашего покорнейшего, который именно по этой причине больше не преподаёт в гимназии...

Университет — это всё-таки иное. Тем более предметы, так или иначе связанные с филологией. Любишь ты Индию и Тибет или нет — дело твоё, личное. Но знания языковых фактов и умение их применять (читать, понимать текст, уметь понять и описать его грамматическую или иного уровня структуру, уметь адекватно перевести его средствами целевого языка — на немецкий, английский или какой угодно). Кроме того, наши востоковедческие предметы, как и университет вообще — дело далеко не обязательное.

Но у немалого числа молодых студентов, начинавших в начале семестра заниматься санскритом (аж почти 50 человек — сейчас осталось чуть больше 20-ти!), странные представления. Они часто не совсем понимают, куда попали. Думают, можно позволить себе поприсутствовать время от времени (3 пары в неделю) на курсе, и всё пойдёт как по маслу, автоматически. Но не тут-то было... К тому же, когда первоначальный элан заменился скучной рутиной зубрёжки, от которой молодых людей всемерно старается отучивать современная европейская "демократизируемая" школа, начинаешь понимать, что знания не только не лезут в рот, кем-то разжёванные, но их следует завоёвывать!

Санскрит — материя чрезвычайно "огнеупорная", способная даже ярко выраженный талант, особенно если он к этим фокусам санскрита пока ещё непривычен, довести до белого каления (это первый этап), а затем внезапно погрузить в пучину беспросветного отчаяния. В изучении санскрита периоды вдохновения чередуются с глубокими чёрными ямами ощущения своего бессилия и идиотизма…

Ну так вот, те из студентов, кто не занимается санскритом ежедневно в течение рабочей недели, под конец семестра ощутили, что дело продвигается туго. Слабенькие домашние работы кишмя кишат грамматическими ошибками, оценки соответствующие. Особенно жалко бывает ребят, которые искренне интересуются, и вроде бы занимаются регулярно, но результат всё такой же слабый. "Натянуть" оценку не представляется никакой возможности, даже при искреннем моём желании. Грамматика (особенно — санскритская) — почти как высшая математика: дело чрезвычайно точное, не терпящее популярного современного русского "как бы" и гадания на кофейной гуще.

Это как двоичная система исчисления (за редкими исключениями): да-нет. А "всё остальное — от лукаваго".

Вот и вспоминаются слова Апостола, сказанные, наверное, всем будущим учителям в назидание и устрашение: "Немногие делайтесь учителями, ибо вы подвергнетесь большому осуждению". И это обстоятельство, — необходимость формально ставить оценки, — пожалуй, единственное, превращающее удовольствие и радость от преподавания, — порою в мучительную пытку. Впрочем, в этом, конечно, и кончик шелудивого хвоста Шайтана виднеется, вкупе с его сбитым на мировых торных путях-дорогах копытцем (не к ночи будь он помянут, ффф...)! Это ведь тоже из области, всем нам слишком хорошо известной — некоей тонкой власти над другими, когда имеется человеческая зависимость...

Посему, будучи в некотором роде учителем, не престаёшь твердить про себя коранические слова, которыми каждый благочестивый муслим предваряет рецитацию из своей великой арабской Книги книг: a'uudhu bi-Llaahi min-a-shshayTaani-r-rajiim ("сохрани меня от Шайтана, побиваемого камнями").
Tags: преподавание, санскрит, студенты, университет, учебный процесс, учительство, языки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments