?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как преподавателю санскрита и тибетского в университете в этом семестре, приходится в течение всего полугодия сталкиваться с необходимостью еженедельной оценки знаний студентов: за устную работу, оценку домашних упражнений по грамматике, тесты, упражнения по переводу и т. п. Кроме того, после завершения семестра через две недели, необходимо выставить оценки за весь курс.


Остро ощущаю внутреннюю раздвоенность, будучи обстоятельствами вынуждаем ставить молодым коллегам оценки. Особенно мучительно это чувство, когда повседневно общаешься с иным коллегой на кафедре в нашем знаменитом Комкоме или в кафешке на посиделках: шутки-прибаутки, разговорчики или же серьёзные беседы о жизни или иных высоких материях, повседневная помощь в смысле языка — а тут оказывается, что коллега, с которым так по-человечески весело или интересно бывает пообщаться, и который искренне столь заинтересован в индийской классической культуре, с смысле "скучной" филологии, то есть по своему владению языковым материалом, едва-едва тянет на оценку "достаточно" ("genügend" — в немецкоязычной системе школьного и университетского образования, то есть даже слабее, чем "удовлетворительно"), а то и на весь твёрдый "неуд"!

Когда преподавал 2 года религию в гимназиях, было не так тяжело в этом смысле: "общегуманитарно-болтологический" предмет, к тому же, с точки зрения школьной иерархии предметов, далеко не самый важный, подвержен широкому спектру истолкований в смысле владения материалом. Ну, скажем поточнее, учителя религии (в Австрии и Германии) de facto поставлены в такое унизительное положение, что если они будут они слишком строгими (последовательными?) с точки зрения оценки реальных знаний школьников, то быстренько лишатся определённой части своего класса на будущий год, которые с 14 лет имеют право сами решать в начале учебного года, пойдут они на "религиозку" (Reli) или нет.

Другой вариант — учителя религии, не желающие свой предмет превращать в цирковую клоунаду, а себя в идеологических проституток, живо заимеют "проблемы" или с родителями нерадивых учеников, или с руководством епархиального школьного ведомства, которые ещё те "совки" (как я некогда убедительно доказал, "совок" — это понятие отнюдь не ограничивается советской и постсоветской Россией, но есть понятие метафизическое). Именно последнее обстоятельство стало уделом Вашего покорнейшего, который именно по этой причине больше не преподаёт в гимназии...

Университет — это всё-таки иное. Тем более предметы, так или иначе связанные с филологией. Любишь ты Индию и Тибет или нет — дело твоё, личное. Но знания языковых фактов и умение их применять (читать, понимать текст, уметь понять и описать его грамматическую или иного уровня структуру, уметь адекватно перевести его средствами целевого языка — на немецкий, английский или какой угодно). Кроме того, наши востоковедческие предметы, как и университет вообще — дело далеко не обязательное.

Но у немалого числа молодых студентов, начинавших в начале семестра заниматься санскритом (аж почти 50 человек — сейчас осталось чуть больше 20-ти!), странные представления. Они часто не совсем понимают, куда попали. Думают, можно позволить себе поприсутствовать время от времени (3 пары в неделю) на курсе, и всё пойдёт как по маслу, автоматически. Но не тут-то было... К тому же, когда первоначальный элан заменился скучной рутиной зубрёжки, от которой молодых людей всемерно старается отучивать современная европейская "демократизируемая" школа, начинаешь понимать, что знания не только не лезут в рот, кем-то разжёванные, но их следует завоёвывать!

Санскрит — материя чрезвычайно "огнеупорная", способная даже ярко выраженный талант, особенно если он к этим фокусам санскрита пока ещё непривычен, довести до белого каления (это первый этап), а затем внезапно погрузить в пучину беспросветного отчаяния. В изучении санскрита периоды вдохновения чередуются с глубокими чёрными ямами ощущения своего бессилия и идиотизма…

Ну так вот, те из студентов, кто не занимается санскритом ежедневно в течение рабочей недели, под конец семестра ощутили, что дело продвигается туго. Слабенькие домашние работы кишмя кишат грамматическими ошибками, оценки соответствующие. Особенно жалко бывает ребят, которые искренне интересуются, и вроде бы занимаются регулярно, но результат всё такой же слабый. "Натянуть" оценку не представляется никакой возможности, даже при искреннем моём желании. Грамматика (особенно — санскритская) — почти как высшая математика: дело чрезвычайно точное, не терпящее популярного современного русского "как бы" и гадания на кофейной гуще.

Это как двоичная система исчисления (за редкими исключениями): да-нет. А "всё остальное — от лукаваго".

Вот и вспоминаются слова Апостола, сказанные, наверное, всем будущим учителям в назидание и устрашение: "Немногие делайтесь учителями, ибо вы подвергнетесь большому осуждению". И это обстоятельство, — необходимость формально ставить оценки, — пожалуй, единственное, превращающее удовольствие и радость от преподавания, — порою в мучительную пытку. Впрочем, в этом, конечно, и кончик шелудивого хвоста Шайтана виднеется, вкупе с его сбитым на мировых торных путях-дорогах копытцем (не к ночи будь он помянут, ффф...)! Это ведь тоже из области, всем нам слишком хорошо известной — некоей тонкой власти над другими, когда имеется человеческая зависимость...

Посему, будучи в некотором роде учителем, не престаёшь твердить про себя коранические слова, которыми каждый благочестивый муслим предваряет рецитацию из своей великой арабской Книги книг: a'uudhu bi-Llaahi min-a-shshayTaani-r-rajiim ("сохрани меня от Шайтана, побиваемого камнями").

Comments

markandeia
Jan. 27th, 2010 06:07 am (UTC)
Вообще, похоже, сверхкритичность (особенно к коллегам :)) в нашей профессии отнюдь не редкость.

Инголлса встретить теперь будет довольно затруднительно, т.к. он умер примерно 11 лет назад...

По утверждению Майкла (Михаэля) Витцеля, книга Стааля есть реакция на ежедневные бессмысленные ритуалы, в которых автору пришлось принимать участие в Голландии. :)
edgar_leitan
Jan. 30th, 2010 12:31 pm (UTC)
О, а я как-то и не знал, что Инголлс умер...
Сверхкритичность, по-моему, ещё и о сверхвысокой степени перфекционизма свидетельствует, и о проистекающей отсюда неуверенности, связанной с боязнью критики.
А в каких ритуалах принимал участие Стааль в Голландии, не в шраута- же ритуалах? Его издание Игничаяны и фильм -- очень любопытный материал, по-моему. У меня имеются аудиозаписи этих саманов...
Но вот реакция Стааля на вполне обычную просьбу нашего коллеги по консультации по поводу лотосового листа -- была совершенно неадекватной, увы. Наши кафедралы были просто в шоке.
markandeia
Jan. 31st, 2010 06:27 am (UTC)
Про сверхкритичность - да, думаю, Вы правы.

По утверждению Витцеля, нигде нет такой ритуализаии повседневной жизни, как в Голландиии. Ну вот Стааль там и насмотрелся, а потом распространил свои ощущения от голландских повседневных ритуалов и на все прочие ритуалы, включая шраута. :)

Понять бы, что Стааль усмотрел в просьбе Вашего коллеги... мне, честно говоря, не казалось, что он, при всех его странностях, станет как-то хамить (?) незнакомым людям, но поди знай...
edgar_leitan
Feb. 2nd, 2010 09:56 am (UTC)
Коллега попросил его поделиться своими наблюдениями над ролью листа лотоса в ритуалах и порекомендовать кого-либо из индийских знатоков лотосовой проблематики. На что, после обмена где-то 2-мя письмами просьбы, Ф. С. его грубо послал и потребовал, чтобы он не "надоедал" (not to bother) его индийским коллегам. А наш коллега Thomas Kintaert -- сама деликатность, вообще-то. Стаалю показалось, что он опубликует его материалы под своим именем, не проверив по первоисточникам и не сославшись. У Т. К. скоро выйдет очень интересная публикация по лотосу (кажется, издаёт Э. Франко в каком-то именном сборнике). Наша Карин Прайзенданц на это с ужасом покачала головой и сказала, что с Ф. С. не всё в порядке...
markandeia
Feb. 4th, 2010 04:29 am (UTC)
Дикая история... А откуда известно, что Стааль решил, что Т.К. "опубликует его материалы под своим именем"? Он сам так и написал, или это все же предположение?
edgar_leitan
Feb. 5th, 2010 10:53 pm (UTC)
Он примерно как-то так и выразился, по смыслу. Дескать, настоящая наука состоит не в выспрашивании коллег. И что у него об этом уже всё опубликовано, что следует по данному вопросу знать. Читай, дескать, мою книгу.
Но в том-то и дело, что по конкретно тому вопросу (о которому интересовался колл. Кинтерт) в этой книге Стааля (про Агничаяну) ничего не было.
Кстати про Инголлса: я нашёл у себя в загашнике его статью: Human effort versus God's effort in early Nyaya. Это сейчас моя тема, про дайву и пурушакару.

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com