Эдгар Лейтан (edgar_leitan) wrote,
Эдгар Лейтан
edgar_leitan

Рацпредложение: встреча древней традиции с high-tech



Практикуя уже не один месяц занятия по санскриту с помощью новомодного технического приспособления, называемого скайпом, меня не оставляют смутные сомнения: как возможно преподавать этот древний язык, не приобщившись целиком к почтенной тысячелетней традиции?


Одним из свойств этой традиции было (и есть) глубокое почтение к учителю, который — чем он строже, тем считается лучше. К атрибутам хорошего индийского учителя принадлежит и твёрдая палка (данда) для наказания нерадивых или не очень успешных учеников. Вспомним также одно из значений самого слова "данда" (daṇḍa): помимо "палки", слово может обозначать "наказание". С этим значение слово "данда" встречается уже в "Артхашастре", то есть около 2 тысяч лет назад, а возможно, что и раньше.

Но если в случае очного преподавания всо яснее ясного: надо только не забывать брать с собою на занятия суковатую дубинку, время от времени её по назначению применяя, то как быть с преподаванием виртуальным?

Я поделился своими сомнениями со своим учеником man_inthestreet. В ответ он выдал техническую идею, которая мне очень понравилась и сильно утешила. Оказывается, существует способ перехода виртуальности в реальность! Итак, предложение моего фрэнда и ученика состоит в следующем:

"Пишется программа, в которой есть возможность задавать силу удара током и его продолжительность. Ученику на палец приматывается липучка, которая подключается к USB. А преподавателю остается только слушать ответ ученика и кликать мышкой в момент ошибки".

Я со своей стороны мог бы добавить, что возможно подключение этой новой (которую ещё следует разработать) компьютерной программы к какой-нибудь динамо-машине, которая будет приводить в движение мощный двигатель, соединённый с держателем, в который будет всунута обычная палка (бамбуковая трость). Учителю, контролирующему ответы ученика, следует лишь время от времени кликать мышкой, чтобы сила электрического тока, передающегося по интернету, приводила механизм в действие, и с каждым мышиным кликом на плечи либо иные органы нерадивого ученика опускалась бы трость, в зависимости от силы тока, также задаваемой учителем с помощью компьютерной программы.

Кроме того, если ученик уж очень сильно досадил своей невнимательностью почтенному ачарье-гуру, то можно, помимо ударов палкой или током, опять же, кликая мышкой, "минимировать" ученика в нижнюю часть монитора, а то и вовсе его последовательно "выключить": сначала звук, потом изображение. Видимо, за этим способом будущее, при переходе средней школы на повальную компьютеризацию.

Ну а для "традиционно-инновационного" преподавания санскрита оставим наш первоначальный способ — с ударами током либо специально приспособленной палкой по филейным частям. Будущим ученикам можно специально такой способ рекламировать как "very traditional" (весьма традиционный), без всякого сомнения — ведущий к возрастанию как знаний, так и глубинной мудрости.

Oṃ śrī gurave namo namaḥ! śrī guruṃ namaskaromi!
Tags: игра в бисер, прикол, санскритушечки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments