?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Практикуя уже не один месяц занятия по санскриту с помощью новомодного технического приспособления, называемого скайпом, меня не оставляют смутные сомнения: как возможно преподавать этот древний язык, не приобщившись целиком к почтенной тысячелетней традиции?


Одним из свойств этой традиции было (и есть) глубокое почтение к учителю, который — чем он строже, тем считается лучше. К атрибутам хорошего индийского учителя принадлежит и твёрдая палка (данда) для наказания нерадивых или не очень успешных учеников. Вспомним также одно из значений самого слова "данда" (daṇḍa): помимо "палки", слово может обозначать "наказание". С этим значение слово "данда" встречается уже в "Артхашастре", то есть около 2 тысяч лет назад, а возможно, что и раньше.

Но если в случае очного преподавания всо яснее ясного: надо только не забывать брать с собою на занятия суковатую дубинку, время от времени её по назначению применяя, то как быть с преподаванием виртуальным?

Я поделился своими сомнениями со своим учеником man_inthestreet. В ответ он выдал техническую идею, которая мне очень понравилась и сильно утешила. Оказывается, существует способ перехода виртуальности в реальность! Итак, предложение моего фрэнда и ученика состоит в следующем:

"Пишется программа, в которой есть возможность задавать силу удара током и его продолжительность. Ученику на палец приматывается липучка, которая подключается к USB. А преподавателю остается только слушать ответ ученика и кликать мышкой в момент ошибки".

Я со своей стороны мог бы добавить, что возможно подключение этой новой (которую ещё следует разработать) компьютерной программы к какой-нибудь динамо-машине, которая будет приводить в движение мощный двигатель, соединённый с держателем, в который будет всунута обычная палка (бамбуковая трость). Учителю, контролирующему ответы ученика, следует лишь время от времени кликать мышкой, чтобы сила электрического тока, передающегося по интернету, приводила механизм в действие, и с каждым мышиным кликом на плечи либо иные органы нерадивого ученика опускалась бы трость, в зависимости от силы тока, также задаваемой учителем с помощью компьютерной программы.

Кроме того, если ученик уж очень сильно досадил своей невнимательностью почтенному ачарье-гуру, то можно, помимо ударов палкой или током, опять же, кликая мышкой, "минимировать" ученика в нижнюю часть монитора, а то и вовсе его последовательно "выключить": сначала звук, потом изображение. Видимо, за этим способом будущее, при переходе средней школы на повальную компьютеризацию.

Ну а для "традиционно-инновационного" преподавания санскрита оставим наш первоначальный способ — с ударами током либо специально приспособленной палкой по филейным частям. Будущим ученикам можно специально такой способ рекламировать как "very traditional" (весьма традиционный), без всякого сомнения — ведущий к возрастанию как знаний, так и глубинной мудрости.

Oṃ śrī gurave namo namaḥ! śrī guruṃ namaskaromi!

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
shantira_shani
Jan. 26th, 2010 03:34 am (UTC)
Если нужен голосовой чат, то есть прога удобнее скайпа: http://www.xfire.com/
Нет ограничений на количество людей в конференции, потребление ресурса гораздо меньше чем у скайпа. И вроде бы есть видеочат - но не проверялось.

А вот с наказаниями возитесь сами. ))
edgar_leitan
Jan. 26th, 2010 08:33 am (UTC)
Ыыыы... ;))) А что это за xfire, российское производство? Никогда не слышал. У меня был когда-то ещё msn, но места занимал немеряно и был капризный до чрезвычайности. Я его и потёр...
shantira_shani
Jan. 26th, 2010 04:03 pm (UTC)
Это не РФ точно. Сайт на инглише.
Не капризная - я сам ею пользуюсь и очень доволен. Ею в основном пользуются геймеры в 3D онлайн играх.
Я об xfire узнал от одного немца, который играет в "Perfect World International" (http://pwi.perfectworld.com/) - довольно тяжелая по требованиям игра.
edgar_leitan
Jan. 26th, 2010 07:02 pm (UTC)
Спасибо, испытаю при оказии. Но ведь, наверное, надо, чтобы и у "собеседника" была эта же программа. Скайп всё-таки гораздо более популярен (известен).
shantira_shani
Jan. 27th, 2010 02:35 am (UTC)
Вот гайд по установке: http://forum.pwonline.ru/showthread.php?t=42891
И мой ник в проге: greybacknl

Писал сам. В настоящий момент возможны некоторые изменения при регистрации - слышал, но не проверял.
Ставьте, стучите, проверяйте. :)
Я обычно вечерами (по Амстердамскому времени) в сети.

А скайп...
Повесите в инфу ссылки и всё. Объясните почему эта прога удобнее. И народ потянется. Мы тоже долго пользовались скайпом. Потом отказались - объём конфы в скайпе ограничен.

Edited at 2010-01-27 02:40 am (UTC)
aadvark
Jan. 26th, 2010 05:32 am (UTC)
Эдгар, а как с вами можно связаться по поводу нескольких занятий по скайпу?
edgar_leitan
Jan. 26th, 2010 08:34 am (UTC)
Нескольких? Хмм... Интереснее (мне) было бы на более продолжительное время. Напишите в "личку", что бы Вы конкретно хотели.
man_inthestreet
Jan. 26th, 2010 08:57 am (UTC)
)))))))) Вообще, конечно, можно все упростить. При должном уровне почитания учителя, он может просто говорить: "да сегодня ты очень плохо подготовил урок, соверши-ка 10 ударов головой о стену в свободное время" ))))))))))))
edgar_leitan
Jan. 26th, 2010 07:10 pm (UTC)
Да, так, возможно, дело дойдёт до приказов "Выпей йаду!" и "Убей сeбя ап стенку!" ;))
true_to_type
Jan. 26th, 2010 10:12 pm (UTC)
палка не потребуется: достаточно сделать подобие сетчатого комбинезона из проводов и "липучек". ученик перед занятием облачается в сие педагогическое мат.средство (надевать стоит под одежду), а впроцессе обучения специальная программа генерит нужной силыудары током несколькими липучками сразу, с успехомо имитируя удар реальной палкой. для удобства преподавания, в учительском интерфейсе наиболее распространенные удары будут сгруппированы по категориям и дополненыны красивыми и наглядными кнопками. на сайте разработчика всегда можно скачать дополнительные варианты ударов для разных категорий учеников
при таком подходе авторитет гуру должен взлететь выше облаков ибо (в отличие от грубого механического средства - палки)от воспитательных ударов невозможно уклониться, они внезапны и практически не предугадываемы
edgar_leitan
Jan. 27th, 2010 02:23 am (UTC)
О, спасибо за столь подробные технические выкладки! :) Идея, как вижу, находит себе сторонников? Надо будет и вправду запатентовать, а то, пожалуй, ещё украдут находку ;)))
true_to_type
Jan. 27th, 2010 05:28 pm (UTC)
запатентовать непременно. а еще зарегистрировать доменное имя будущего сайта чудо устройства, слоган (что-н. вроде "вся мудрость древности, вся мощь современности")
это же какие перспективы для бизнеса: рынок совершенно не занят!
а то ведь могут корыстные дельцы завладеть идеей, начнут ковать презренный металл, совершенно позабыв про высокодуховную мотивацию
edgar_leitan
Jan. 30th, 2010 12:20 pm (UTC)
Единственно, я боюсь, что к зарабатыванию денег хронически неталантлив :))
bogsvamy
Jan. 29th, 2010 05:36 pm (UTC)
язык как бы пространство жизни, форма сознания, где-то почти "дом бытия". Но шоб я там жил ))Хотя йогу практикую лет 40 наверное, и основное усилие в том как уйти от саскрита. Ну, для историка, и прочия - не вопрос.
edgar_leitan
Jan. 30th, 2010 12:19 pm (UTC)
Подождите, а зачем от санскрита "уходить"? Да и возможно ли от него уйти, занимаясь йогой? Что именно Вы понимаете под "уходом от санскрита"? [заинтересованно...]
bogsvamy
Jan. 31st, 2010 12:09 pm (UTC)
это не очень понятная установка, она предполагает переосмысление многих базовых понятий. Вот вы, например, на каком языке молчите?
edgar_leitan
Feb. 1st, 2010 10:28 pm (UTC)
Насколько я понимаю, молчание или, лучше -- "безмолвие", означает прекращение всякого артикулированного языка, даже на ментальном уровне мыслеобразов. Ваш вопрос или задан не совсем корректно, или... открывает возможность для интереснейших размышлений :))
bogsvamy
Feb. 12th, 2010 11:35 am (UTC)
я исхожу из представления близкого к Лакановскому - "подсознание структурировано как язык". Можно еще привести из трики - божественное (как и любое другое) сознание тождественно высшему Слову (речи) пара-вак.
Так что когда мы молчим, то мы молчим (молчание предполагает субъекта молчания, скажем "молчание ягнят". Безмолвие есть нечто внешнее, близкое к тишине) на определенном языке, имея определенное этим языком пространство, смысл и, я бы сказал, вкус молчания. Так вот вопрос - если я молчу на русском, могу ли я рассчитывать что Божественное присутствует в сознании в той же мере.. как если бы я молчал на санскрите. А есть мнение что только санскрит "лестница на небо"
edgar_leitan
Feb. 13th, 2010 07:24 am (UTC)
Насчёт "лествицы в небо" -- это, наверное, в каждой высокоразвитой культуре были/имеются такие представления. Далеко не только в санскритской -- возьмите арабский язык, церковнославянский, греческий, еврейский, латынь, тибетский, пали... -- всё в зависимости от культурного контекста.
"Подсознание" как "реальность", а не просто как условная описательная категория, сконструированная и введённая психоаналитиками для агрессивного утверждения своей системы (и они достигли в этом своей цели!) -- дело для меня весьма сомнительное.
Если предположить, что "паравак" -- это всё же некая универсалия, не ограниченная санскритоязычной культурой, а тем более одним лишь кашмирским шиваизмом, тогда она будет в чём-то сродни "Логосу" (если вообще подобные параллели уместны). Но логос-то, наверное, не зависит от вторичных категорий культуры и от языков. Безмолвствуя, человек не лишается Логоса. Но он в идеале выходит за пределы вторичных языков. Думаю, что на уровне "Паравак" нет принципиальной разницы между санскритом или языками койса, или уголовной фенечкой. Различия остаются на уровне "вайкхари" или "пашьянти-вак".
Но я вообще не очень уверен, имеем ли мы право так абсолютизировать категории того же кашмирского шиваизма и его учения о языке. Ещё лет 12 назад я был склонен думать, что да. Теперь я в этом не уверен.
bogsvamy
Feb. 13th, 2010 04:14 pm (UTC)
Я говорю именно о бессознательном а не подсознательном, (хотя относительно самих терминов есть большой разброс в определении) как у психоаналитиков фрейдовского толка. Разница принципиальная. Бессознательное может быть осознано, и оно "работает" без всей той тяжеловесной системы знаков и толкований, которыми и заняты психоаналитики.
Я тоже имею убеждение, что на уровне "паравак", который реализован на бессознательном уровне и в принципе может быть постигнут с помощью соответственных техник, нет каких либо ограничений по конкретной форме языка. Такая форма реализована на уровне "вайкхари", на уровне имен и форм. Так вот именно в техниках и коренится проблема. Мантры которые для этого используются даны на санскрите. И потому создается как бы канал выводящий в пространство иного языка, чем то которое мне дано "по умолчанию". А это мое изначальное пространство совпадает по сути с пространством сознания. То есть мое сознание структурировано как русский язык, со всеми типами связей в нем заданных. (Можно вспомнить гипотезу Сепира - Уорфа). Тут уместно вспомнить, что Юнг считал практику йоги европейцами опасной для их психики. Не важно какие причины он приводит. Важно то, что тут таки есть проблема, и по моему убеждению это проблема "языковой картины мира" в которой реалии йоги и тантры не только отсутствуют, но чаще всего, просто недопустимы. Отсюда можно с уверенностью утверждать. что то, что у нас называют практикой йоги, возможно даже на уровне асан, есть просто халтура всяких свежеиспеченных гуру. Хотя и у нас тоже есть свои дороги к свету.
edgar_leitan
Feb. 15th, 2010 11:01 am (UTC)
Я с Вами во многом согласен, за исключением того, что сознание задаётся раз и навсегда. А как же тогда быть с билингвами? А я вот даже трилингв с самого детства...
И потом, для самих (подавляющего большинства) современных индийцев их родное сознание задано далеко не санскритом, а новоиндийскими или дравидийскими, или ещё какими-либо другими языками.
Думаю, что в этом вопросе много сознательной (или даже не очень) мистификации.
Либо мы примем априорно версию, что принципиально не можем глубоко проникнуть в чужой язык -- но тогда и весь разговор упраздняется за ненадобностью..., либо знаем, что это непросто, но в принципе возможно.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com