?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Это продолжение нашей давней беседы о разных типах религиозного опыта, приводящего к различным образам его Источника. И в наше время проблема "всеблагости" христианского Бога на фоне трагичности мира актуальна как никогда. Теодицея продолжает оставаться головной болью христианства, от которой пока что не нашлось анальгетика. Человек, предстоящий Богу в сознании своей смертной конечности, не может об этом не вопрошать...
Читать полностью здесь.

Comments

( 51 comments — Leave a comment )
yaneto_hotel
Feb. 4th, 2010 03:35 am (UTC)
off_top_light

Слёзы горечи - в сито опыта.
Первый раз живём? Каково это?
yaneto_hotel
Feb. 4th, 2010 11:55 pm (UTC)
тартарский садовник ;)

деяний плоды ты увидишь с годами
бог Cмотрит на мир твоими глазами
edgar_leitan
Feb. 5th, 2010 10:42 pm (UTC)
Re: тартарский садовник ;)
Но это надо ещё осознать. Об этом писал в 13-14 веке великий доминиканский мистик Майстер Экхарт.
edgar_leitan
Feb. 5th, 2010 10:45 pm (UTC)
Re: off_top_light
Звучит суфийской загадкой :) Но горечь -- не обязательно и не всегда в опыт. Иногда она отаётся бесплодной, к сожалению.
Насчёт "первого раза" -- тут мнений бывает много разных... А "каково" -- узнаём. Все.
pevchaya_ptiza
Feb. 4th, 2010 05:16 am (UTC)
Но зло как «недостаток добра» может импонировать разве только изощрённым кабинетным или, в контексте Средневековья, — келейным интеллектуалам — и остаётся для тех, кто это зло ежедневно видит, его вдыхает и от него погибает, далёкой абстрaкцией.

А почему? Это вполне естественно вытекает из понимания зла как ущербности бытия, нарушения божественного устройства мира. Если понимать зло как некую отдельно существующую, самостоятельную силу, то это уже близко к манихейству.

Подумала насчёт аналогии с болезнью. Болезни как самостоятельной сущности ведь нет, есть нарушение нормальных функций организма. От этого болезнь не менее страшна и опасна.
edgar_leitan
Feb. 5th, 2010 10:33 pm (UTC)
Может случится и инфекция извне, вызывающая болезнь в здоровом дотоле организме.
Я вообще иногда подозреваю, что зло может и буквально "вселиться". Одним недостатком добра его тогда не объяснишь.
(no subject) - pevchaya_ptiza - Feb. 6th, 2010 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 7th, 2010 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Feb. 8th, 2010 05:13 am (UTC) - Expand
valentin_irkhin
Feb. 4th, 2010 06:01 am (UTC)
Кажется, нужно более четко определить и разграничить понятия блага и добра (а также любви) – это все же разные вещи...
edgar_leitan
Feb. 5th, 2010 10:36 pm (UTC)
Да, словоупотребление разных людей часто произвольно. Полно языковых неточностей или намеренной размытости. Но это не мешает допускать наличия ситуаций, когда добро и благо сходятся в некоей точке, в узле. НУ а про "любовь" -- отдельная тема.
valentin_irkhin
Feb. 6th, 2010 05:10 am (UTC)
Нет блага выше, чем добро, – гласят старинные скрижали.
Скажите, что змея добра, – и вы укуса избежали.
(Джатака об испытании добродетелей)
)
(no subject) - ecovedic - Feb. 6th, 2010 06:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 7th, 2010 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Feb. 7th, 2010 11:18 am (UTC) - Expand
ecovedic
Feb. 4th, 2010 08:46 am (UTC)

"Как нам всем известно, фанатизм вспыхивает там, где от тихой, спокойной веры, предполагающей внутреннюю уверенность, мало что осталось. Так же, как о «сильной руке» в политике невежественные массы, но даже и представители так называемых «элит» заговаривают и страстно
об этом мечтают после того, как они сперва сами довели государство до ничтожества и втайне презирают за это сами себя".

Из своего опыта и из логики того, что фанатизм зачастую очевидно компенсационный механизм: его наличие признак скорее недостатка веры, реального опыта и знания о предмете изучения, неофитства, а не деградации.

"Такова разница образов несправедливо страдающего за самого малого из нас Сына Божия и — в заснеженных Гималаях медитирующего Шивы или в огненных языках разрушения танцующего «устрашающего» Бхайравы. И я не говорю здесь, что нечто «лучше» или «хуже», просто хотелось бы подчеркнуть вполне бросающуюся в глаза разницу..."

Как то спонтанно возникающим выглядит абзац, он вытекает из чего? В статье я не увидел анализа разницы как таковой. Может быть, я что-то пропустил? Если его убрать. Следующее за ним "... итак" выглядит, имхо, более логичным.
edgar_leitan
Feb. 5th, 2010 10:40 pm (UTC)
Просто этот абзац кратко отсылает к теме, затронутой в ранее написанной статье, несколько недель назад (см. статью со сходным названием на сайте ezhe.ru). Там говорилось о разнящихся от христианского образах Бога.
ecovedic
Feb. 6th, 2010 12:38 am (UTC)
Ну, так и есть - я что-то пропустил. Прочту.
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 7th, 2010 09:45 am (UTC) - Expand
iona_ryb
Mar. 25th, 2010 03:37 pm (UTC)
с большим удовольствием открыл для себя сегодня Ваш журнал. а Вас не затруднит пост (или может ссылку на уже написанное) про манихейство? правильно ли я понимаю (говорю сразу - не специалист)), что манихеи в 3-6 веках очень сильно конкурировали с христианской церковью и немного при другом развитии событий, мы могли бы жить не в христианской парадигме, а в манихейской? что это вообще было за явление? почему возникло? почему не "переросло" звание "ереси" и в конце-концов проиграло?
edgar_leitan
Mar. 25th, 2010 08:43 pm (UTC)
Вы знаете, я вообще-то тоже никакой не специалист по манихейству, разве что на уровне изучавшего когда-то эту религию в рамках курсов по церковной истории и религиоведению.
Манихейская церковь была действительно очень распространена, даже такой известный латинский богослов, как Августин, отдал дань увлечению манихейству.
Я лично не сторонник надуманных исторических виртуальностей. Ну да, наверное, "могли бы"... Потому что "могли бы" очень по-разному. Факт остаётся, что ортодоксальное христианство победило своих "идеологических конкурентов".
"Ересь" -- это ведь обозначение всегда со стороны господствующей идеологии/Церкви/духовного течения. Я когда-то нечто популярное на эти темы, кажется, писал. Если Вас вдруг заинтересует, можете взглянуть на сайты, где иногда публикуются мои статейки:
http://ezhe.ru/ib/archive11419.html
http://yarcenter.ru/content/category/5/127/299/
iona_ryb
Mar. 26th, 2010 09:44 am (UTC)
ага, вот тоже интересный вопрос - а почему именно ортодоксальное христианство победило своих идеологических конкурентов? в чем был "ресурс роста" христианства? произошло ли это ммм... случайно (не знаю, насколько вообще корректно так ставить вопрос) или внутри самого христианства было что-то, делавшее его более "конкурентоспособным"? понятно, что потом все проигравшие стали "еретиками", но почему победили именно эти?
за ссылки спасибо - Ваши статьи я открыл вчера вместе с журналом))) с удовольствием читаю
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Mar. 26th, 2010 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Mar. 26th, 2010 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Mar. 26th, 2010 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 10:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Mar. 29th, 2010 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 29th, 2010 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Mar. 29th, 2010 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 31st, 2010 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Mar. 31st, 2010 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 31st, 2010 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Mar. 31st, 2010 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 31st, 2010 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Mar. 29th, 2010 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 29th, 2010 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Apr. 1st, 2010 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 1st, 2010 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Apr. 1st, 2010 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 1st, 2010 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Apr. 2nd, 2010 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 2nd, 2010 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Apr. 6th, 2010 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 6th, 2010 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Apr. 6th, 2010 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 6th, 2010 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iona_ryb - Apr. 7th, 2010 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 7th, 2010 06:10 pm (UTC) - Expand
( 51 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com